Выставка посвящена кинетическому и оптическому искусству Восточной Европы и Латинской Америки.


Музей современного искусства «Гараж» представляет первую в России крупную выставку, посвященную кинетическому и оптическому искусству Восточной Европы и Латинской Америки, подготовленную совместно с Варшавским музеем современного искусства. На выставке будет показано более сотни произведений искусства 1950–1970-х годов, в том числе кинетические скульптуры, картины, рисунки, фильмы и инсталляции, а также уникальные архивные материалы.

Акцентируя внимание на альтернативной географической оси, «Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950–1970-е» бросает вызов общепринятой версии истории послевоенного искусства, центральное место в которой занимает Северная Атлантика. Выставка прослеживает художественные тенденции, развивавшиеся параллельно таким течениям, как абстрактный экспрессионизм в США и лирическая абстракция в Европе, и устанавливает связь между культурными центрами — столицами стран Восточной Европы (Будапештом, Бухарестом, Варшавой, Загребом, Москвой) и Латинской Америки (Буэнос-Айресом, Каракасом, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу). Расцвет кинетического и оптического искусства в этих регионах был во многом обусловлен общими политическими и экономическими процессами, которые переживали эти страны и в силу которых художники развивались обособленно от своих современников.

Для многих художников Латинской Америки и Восточной Европы движение в искусстве и через искусство символизировало новую субъективность и возможность внедрить достижения научно-технического прогресса в утопическую социальную миссию искусства. В их глазах движущийся объект или оп-артистская живопись не только расширяли границы художественной формы, но и утверждали новые способы взаимодействия с публикой и ее вовлечения в творческий процесс. Отсюда — экспериментальные и новаторские форматы их искусства, которое часто предполагало синтез различных выразительных средств, а также привлечение к сотрудничеству ученых и инженеров. Другие художники, напротив, использовали чувство тревоги и дискомфорта, которые вызывали движущиеся произведения искусства, чтобы выразить негативные последствия прогресса и модернизации, обратить внимание на положение женщины в постколониальном обществе, указать на рост социального и экономического неравенства и т. д.

Выставка демонстрирует широкий спектр приемов и подходов и знакомит с коротким, но исторически важным периодом, когда на пересечении различных форм искусства и других дисциплин, включая философию, научно-фантастическую литературу, поэзию и музыку, были выявлены новые универсальные принципы проектирования будущего. Еще одним ключом к пониманию контекста выставки служат биографии многих художников и их семей, которые были вынуждены покинуть свои страны и отправиться за океан в поисках новой жизни. Связь между движением, проделанным людьми того времени, и опытом глобализации усиливает актуальность и подчеркивает необходимость изучения стратегий сопротивления состоянию нестабильности со стороны художников, которые приняли участие в яркой истории кинетического искусства и оп-арта этих регионов.

Московская версия проекта, который был впервые представлен в Варшаве в 2017 году, включает в себя новую работу венесуэльского художника Карлоса Крус-Диеса — интервенцию в Атриум Музея, и показ некоторых ключевых произведений (в том числе реконструкций) российских, латвийских и эстонских художников.

Кроме того, к выставке подготовлена насыщенная публичная программа.

После Москвы проект будет показан в SESC, Сан-Паулу.

Дата и время: 17 марта – 9 мая, 11:0–22:00.
Место проведения: Москва, Музей современного искусства «Гараж».