Российские и зарубежные художники представят графику, видеоинсталляции и арт-объекты.


Государственный центр современного искусства в составе РОСИЗО представляет выставку «TECHNE. Пролог», открывающую цикл проектов платформы TECHNE — долгосрочной стратегической инициативы РОСИЗО-ГЦСИ, посвященной инновационным и технологическим практикам в современном искусстве.

Во времена античности слово «техне» (τέχνη) использовалось именно в отношении произведений искусства, которые создавались с помощью различных инструментов. В начале 20 века, когда технологии эволюционировали и вышли за рамки средств производства и документирования реальности, появился термин «технологическое искусство». Историк и искусствовед Франк Поппер определил новое направление как результат фундаментальной интеграции искусства и технологий.

Платформа TECHNE представляет собой экскурс в историю развития отношений современного художника с новыми медиа, новыми изобразительными средствами технологического свойства. Это многолетняя программа выставочных, просветительских и перформативных проектов, каждый из которых будет наиболее подробно знакомить зрителя с различными направлениями технологического искусства.

Премьерная выставка «TECHNE. Пролог», которая откроется уже 15 декабря 2017 г., вводит зрителя в контекст технологического искусства и представляет экспозицию исторических графических работ, арт-объектов и видеоинсталляций знаковых российских и иностранных авторов. Среди них — пионер советского медиаискусства, создатель легендарного НИИ «Прометей» Булат Галеев; видеохудожник, основоположник видеоарта Нам Джун Пайк; японский аудиовизуальный гений Риочи Курокава; медиахудожник Дмитрий: vtol: Морозов, всемирно известный своими роботическими и звуковыми инсталляциями; канадец Джереми Бэйли, создающий генеративные видео; концептуалист, размышляющий о будущем, Дмитрий Пригов; и многие другие.

Предпосылки появления технологического искусства в разных его проявлениях представлены работами классиков российского искусства, таких как Петр Белый или Франсиско Инфанте-Арана, а также ключевых отечественных арт-групп «Коллективные действия» и «Синий суп». Спецпроекты Риочи Курокавы и Дмитрия: vtol: Морозова, представленные на выставке «TECHNE. Пролог», в полной мере демонстрируют взаимоотношения современного художника с новыми медиа.

Инсталляция Риочи Курокавы «unfold.alt» — аудиовизуальное переживание, в ходе которого зритель оказывается с глазу на глаз с самыми отдаленными уголками вселенной и секретами ее происхождения, расширяя собственные представления о ней. Работа была создана в сотрудничестве с астрофизиком Института исследований фундаментальных законов вселенной в Париже, Винсентом Миньером. Художнику был предоставлен доступ к научным данным института: он черпал вдохновение в исследовании формирования звезд и эволюции звездных скоплений во временном отрезке протяженностью 10 миллиардов лет.

Другой впечатляющий проект Риочи Курокавы «Сирены» включает пять аудиовизуальных произведений, исследующих эстетику данных. Это коллекция визуальных и звуковых композиций, интенсивность которых варьируется в зависимости от глобальной экономической ситуации: чем сильнее экономический спад, тем более сложным становится звуковой и визуальный рисунок видео-инсталляции.

Специальный проект выставки — «Открытая лаборатория» Дмитрия Морозова (:vtol:) — является одновременно тотальной инсталляцией и студией современного медиахудожника со всеми необходимыми приборами и инструментами для создания новых работ, а также с самими произведениями искусства, находящимися в процессе разработки. Лаборатория не только предоставит возможность познакомиться с процессом создания технологического искусства, но и станет процессуальным пространством — здесь будет создана новая работа художника («Кольская сверхглубокая») непосредственно во время проведения выставки, и ее премьера состоится 26 января 2018 г.

«Технологии совершенствуют не только процесс создания, но и расширяют восприятие искусства, предоставляя новые возможности художникам. Новые медиа быстро развиваются и меняются, прогресс мгновенно делает их актуальным инструментом в руках художника, но также и стремительно устаревающим. Поэтому роль современного художника не в том, чтобы продемонстрировать ту или иную технологию: мы должны предотвратить попытки создания произведений технологического искусства, которые не несут никакого содержательного смысла», — Риочи Курокава, художник.

«Создание платформы TECHNE в целом, как и открытие первой выставки проекта в частности, — уникальные события для отечественной арт-жизни. Впервые в таком масштабе технологическое искусство будет представлено в продолжительной по времени выставочной программе государственной институции. Для меня это знаменует качественное изменение ситуации в отношении к междисциплинарным жанрам в современном художественном мире России», — считает художник Дмитрий Морозов (:vtol:).

«Современная культура и эстетика немыслимы без понимания того, какую роль играет в нашей жизни технология, и как именно современные представители художественной сцены взаимодействуют с технологиями в качестве выразительных средств. Мы объединили в проекте объемный исторический контекст с масштабом будущего и, в итоге, создали целую выставочно-событийную платформу, в рамках которой представим не только любопытнейший международный опыт, связанный с технологическим искусством, но, в первую очередь, много отечественных имен и новых произведений», — говорит куратор выставки Наталья Фукс.

«Цифровая дерзость» и «Технологические метафоры» — так называются некоторые из воркшопов параллельной программы выставки «TECHNE. Пролог», которые будут проходить в ГЦСИ. Следите за новостями на странице выставки в Facebook.

Фото: Даниил Примак.
Даты проведения: 15 декабря 2017 г. — 28 января 2018 г.
Место проведения: Москва, ул. Зоологическая д. 13, стр. 2, Государственный Центр Современного Искусства.
Билеты можно приобрести по ссылке.