Презентация книги Бориса Юхананова «Недоросль» в рамках издательской серии «Театр и его дневник».


«Театр и его дневник» – издательская серия Электротеатра Станиславский, включающая в себя репрезентацию крупных режиссерских имен и режиссерские дневники как особый жанр прозы.

Первой книгой, которая будет представлена в Электротеатре и начнет долгосрочный проект «Архивирование будущего», станет «Недоросль» – дневник режиссера Бориса Юхананова, созданный в 1998 году, во время работы над одноименным спектаклем в вильнюсском Русском драматическом театре, которым в те годы руководил известный джазовый музыкант Владимир Тарасов.

В рамках проекта «Архивирование будущего» состоятся презентации пяти книг; пройдут выставки; показы фильмов и публичные встречи.

Проект «Архивирование будущего» развернется в Электротеатре Станиславский и на других (музейных и выставочных) площадках Москвы в течение 2017­-2018 годов и будет представлять ряд акций, впервые открывающих широкой аудитории интенсивную деятельность Бориса Юхананова и его соратников по андеграундному искусству 1980-х – 1990-х в самых разнообразных ее проявлениях.

В процессе осуществления проекта будут представлены разные «артефакты» прошлого – от книг до костюмов и фильмов; при этом каждое событие будет происходить в специфическом формате, продиктованном содержанием и героями событий, во многом определивших облик неофициальной культуры 1980-х и 1990-х годов и актуальных сегодня.

В 2017 году независимому движению «параллельное кино», одним из создателей и деятелей которого является Борис Юхананов, исполняется 30 лет – этому явлению будет посвящен ряд показов и разговоров.

Театральные проекты Бориса Юхананова – от «Голема» до «Сада» и «Фауста» – будут репрезентированы через книги, в том числе дневникового характера, фильмы, запечатлевшие процесс создания спектаклей, выставки объектов и элементов сценографии, и живой разговор с участниками и свидетелями тех процессов.

Именно становясь книгой, театр и отправляется в будущее – таким образом, название проекта «Архивирование будущего» отражает суть операции, произведенной Юханановым с веществом репетиций и спектакля.

«Борис Юхананов – это концептуальный и реальный герой проекта «Архивирование будущего». Я его реализую как особого рода темпоральный спектакль во внетеатральном пространстве. Каждое издание поднимает стадии развития нового процессуального искусства», — режиссер Борис Юхананов.

«Недоросль» является попыткой представить спектакль вместе с его главным автором – режиссером через контекстуальную рамку, когда сценическому сочинению, не поддающемуся фиксации, средствами книги дается вторая жизнь.

Дневник обнаруживает скрытую суть режиссерской профессии – ее принципиальное одиночество. Деятельность режиссера – в стенограммах репетиций, демонстрации методологии и технологии создания спектакля – сопряжена с документацией его жизни, открывающей читателю яркую, не защищенную литературой, персональность автора на фоне общественного климата Москвы и Вильнюса конца 1990-х.

Внутренним сюжетом книги становится трехступенчатая структура «Недоросля» Бориса Юхананова, отправной точкой для работы над которым стала предпринятая в 1911 году режиссером, актером и театроведом Юрием Озаровским «виртуальная» реконструкция спектакля по пьесе Дениса Фонвизина.

В осуществлении замысла Озаровского участвовали архитекторы, художники, специалисты по гриму, парикам; павильон был создан вместе с театральным художником Николаем Клодтом. Планировка текста предстала в виде системы точек, обозначенных цифрами: по ним перемещались актеры. Это был идеальный проект реконструкции старинной пьесы.

Чтобы «бумажный» театр перешел в реальный, потребовалась специальная стратегия, названная Борисом Юханановым «реконструкцией реконструкции». Для ее осуществления он пригласил своих соавторов: художника Юрия Харикова и хореографа Андрея Кузнецова-Вечеслова.

Ставя в 1998 году в Вильнюсе книгу Озаровского, Юхананов осуществляет на территории спектакля встречу трех эпох: классической эпохи Российской империи, когда была написан «Недоросль» (1782), Серебряный век, когда в серии «Пьесы художественного репертуара» вышло пособие Озаровского, и современность.

«Для Юхананова важна трансформация спектакля и людей, к нему причастных. Вместо театра отражений – театр преображений. Среда, устроенная так, что в ней все является формой существования спектакля, а каждая часть является инкарнацией, местом обитания целого. В его проекты ведет множество дверей и путей, он их сам обустраивает сознательно. Авторы и герои и участники становятся персонажами, обитателями романного пространства, ведущего читателя от пьесы Дениса Фонвизина через книгу Озаровского, через спектакль Юхананова к книге «Недоросль», — Ольга Федянина, из предисловия к «Недорослю».

Презентация состоит из показа 30-минутного фильма «Сумасшедший принц: Борис Юхананов», снятого вильнюсским телевидением в ноябре 1999 года, разговора с создателями книги «Недоросль» и одноименного спектакля, а также автограф-сессии.

В презентации участвуют: автор книги и спектакля «Недоросль», театральный и кино режиссер, художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов, художник книги и сценограф Юрий Хариков, руководитель издательского отдела Электротеатра Станиславский Игорь Калошин.

Ожидается вступительное слово вице-президента Франкфуртской книжной ярмарки Тобиаса Фосса.

Дата проведения: 20 апреля, четверг, начало в 19:00.
Место проведения: Электротеатр Станиславский (ул. Тверская 23).