С 25 мая по 2 июня в Музее Москвы пройдет фестиваль Typomania 2019.

Это ежегодный фестиваль посвященный шрифту, типографике, каллиграфии, моушн-дизайну и диджитал-арту. К фестивалю приурочена презентация нового фирменного стиля Музея Москвы.

Дизайнерам на этот фестиваль нужно просто бежать, а все остальные смогут разобраться в главных трендах, послушать лекции звезд дизайна со всего мира, посмотреть на перформансы художников-граффитистов, плакатные выставки – где дизайн и искусство в буквальном смысле неразделимы, и Пахома. Но обо всём по порядку.

Что будет?

Фестиваль Typomania приготовил масштабную лекционную программу – здесь пройдут выступления и мастер-классы ведущих дизайнеров из Европы, и Азии, а также выставки: плакаты из Швейцарии, Нидерландов, Китая, Японии, французская, итальянская и эстонская каллиграфия, самые красивые книги Швейцарии и Дании.

На Typomania пройдет перформанс голландских художников Хайса Фрилинга и Йоба Ваутерса — прямо на фестивале они нарисуют граффити на территории Музея Москвы (пока никаких спойлеров, но скорее всего выйдет психоделично). За ними в дело вступит Сергей Пахом — его перформанс называется «Ю должна родить».

Кроме всего этого, гостей фестиваля ждет финал конкурса типографических видеороликов Typomania 2019. Посмотрев около сотни роликов можно будет разобраться с главными моушн-трендами и всем самым экспериментальным, что в индустрии сейчас происходит.

Одно из ключевых событий Typomania 2019 — презентация фирменного стиля Музея Москвы.

Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы: «В этом году на фестивале Typomania пройдет презентация нового фирменного стиля Музея Москвы, что станет новой страницей в истории Музея и фестиваля. Мы рады открывать свои двери таким масштабным проектам как Typomania, ведь задачи фестиваля синонимичны задачам Музея – преобразовать культурный ландшафт города. Через вещи повседневности рассказать историю поколений».

Кто будет выступать?

Международная сборная из звёзд графического дизайна, типографики, каллиграфии, шрифта, веб-дизайна и видеоарта вместе со своими работами.

Среди них:

Никлас Трокслер (Швейцария)
Организационный партнер: Швейцарский совет по культуре Про Гельвеция
Суперзвезда плакатного дизайна, отец-основатель швейцарского плаката, чьи работы выставлены в музеях по всему миру. Написал пять книг по дизайну. Из них только одна вышла в XX веке, хотя именно на это столетие приходится большая часть работы Трокслера. Про свои плакаты он говорит, что чувствует в них влияние джаза (который он слушает ещё с пелёнок).

Анник Трокслер (Швейцария)
Организационный партнер: Швейцарский совет по культуре Про Гельвеция
Анник создает плакаты с особым вниманием к содержанию и выразительным визуальным образам, при этом совмещая типографику и изображения под необычным углом. С 2008 года она читает лекции и проводит мастер-классы в Европе и за ее пределами.

Хайс Фрилинг и Йоб Ваутерс (Нидерланды)
Организационный партнер: Посольство Нидерландов
Звездный дуэт голландцев. Оба — виртуозные художники с совершенно разным подходом,  философией и опытом.
Йоб Ваутерс называет себя практиком искусства психоделического и бредового письма, каллиграфом, писателем, чья техника скрывается за необузданными алфавитными экспериментами. Его работы встречаются в музеях, галереях и на модных показах.
Хайс Фрилинг, наоборот, мастер монументальной живописи, он создает фрески в музеях, галереях, учреждениях, общественных местах и даже частных домах.

«Я работаю пигментными красками, замешанными на казеиновом клее и известковом молоке, что позволяет получить особую матовость красочного слоя. Эта техника используется тысячелетиями, но она по-прежнему актуальна. Даже Энди Уорхол использовал ее, рисуя свои первые банки Кэмпбелл. Мой стиль основан на народном искусстве и орнаментальных традициях и я ставлю под сомнение тезис современного искусства о полной автономии художника и произведения искусства», — говорит Фрилинг.

Сейчас Фрилинг — художественный консультант в офисе Главного государственного архитектора Нидерландов, член наблюдательного совета Фонда Мондриана, член жюри Королевской премии Нидерландов по живописи.

Дизайн-студия Our Polite Society (Нидерланды и Швеция)
Организационный партнер: ZOLOTO Group
Студия знаменита своими независимыми исследованиями о том, как типографская форма отражает социальные явления и как она связана с идеологией и распределением знаний.
Our Polite Society создавала работы для Баухауса Дессау, Стокгольмского университета, Института Сандберга в Амстердаме, Нового института Роттердама, художественного музея Мальмё Консталь, международной выставки Bauausstellung (IBA) и др.

Моника Денго (Италия)
Организационный партнер: Bang Bang Education
На Typomania, пожалуй, главный профессор, педагог и методист. Несмотря на то, что ее работы выставлялись по всему миру, именно своей педагогической деятельностью заслужила абсолютное признание. Читала лекции в США, Италии, Японии, Германии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Канаде и России. Ее учебник «Возьми ручку» по обучению детей чистописанию был опубликован в Канаде, Франции, Италии и Эстонии. И только что вышла новая — «Оставь знак».

Дизайн-студия Liebermann Kiepe (Германия)
Организационный партнер: Goethe Institut
Дизайн студия Liebermann Kiepe расположена в Гамбурге и работает на стыке искусства, дизайна и программирования. Кажется, благодаря этому подходу немцы так успешно транслируют цифровой дух времени в своих веб-сайтах и интернет-проектах.

Татьяна Яковлева (Эстония)
Организационный партнер: Shuka.design
Каллиграф, преподаватель, организатор и участник множества выставок.
Своему искусству Татьяна обучалась у мастера Хейно Кивихаля в Таллинне, а он нарёк её наследницей эстонской каллиграфии.

Антон Ламберг, LAVA (Нидерланды)
Организационный партнер: Посольство Нидерландов
Графический дизайнер, технолог, стратег и креативный лидер в агентстве LAVA Амстердам. LAVA работает как с большими брендами, так и с музеями и урбанистами (разрабатывая для них чат-ботов, интерактивные инсталляции и реформируя городские пространства). Так, например, LAVA сделали стиль Московскому музею дизайна. Ламберга особенно интересует эффект массовой культуры, порожденный обществом. Последний пример – проект «Археология образов»: интерактивная инсталляция, исследующая психологию и ценности соцсетей для создания образа истории культуры.

Ли Сюй (Китай)
Молодой китайский дизайнер Ли Сюй – основатель и арт-директор Art A&B Design в Пекине и доцент Пекинского института графических коммуникаций в Китае. Консультант Виртуальной пражской биеннале 2015 года и куратор выставок плакатного искусства и постоянный член жюри плакатных фестивалей по всему миру.

Тереза Руллер (Нидерланды)
Организационный партнер: Посольство Нидерландов
Независимый дизайнер, преподаватель и со-основатель студии The Rodina из Амстердама. Она исследует междисциплинарные стратегии искусства в графическом дизайне, изучает теоретические основы таких понятий, как «тело», «труд», «поверхность» и «действие».
А ещё любит включать собственные портреты практически во все свои работы. Это называется «перформативным дизайном» (понять как это и зачем сможете на её лекции).

А также: шрифтовик, фотограф, философ из Вены Райнер Эрих Шейхельбауэр; один из основателей инициативы «Болгарская кириллица» Борил Караиванов; выпускник итальянского Центра коммуникационных исследований Benetton Group, успешный графический дизайнер из Лондона Джанлука Алла; Жюльен Прие из голландской студии High on Type; один из основоположников жанра «анимированный плакат» Джош Шауб из Швейцарии, японец Икки Кобаяши, начавший карьеру только в компании SHISEIDO и уже успевший получить серию важных наград.

Что еще?

В рамках фестиваля пройдёт одно из ключевых событий — ставший уже традиционным конкурс типографического видео. Если вы создали проект, в котором активную роль играет шрифт — например, презентации шрифтовых гарнитур, визуализация текста, титры к фильмам или анимированная графика, то вам сюда! Оценивать работы будет международное жюри. Объявление результатов и церемония награждения состоится на закрытии фестиваля 2 июня 2019 года в Музее Москвы.