На «Платформе» состоится первое в России исполнение произведения Stimmung известнейшего немецкого композитора XXго века Карлхайнца Штокхаузена.


Феномен концерта заключается в том, что исполнять сложное произведение будет Ансамбль Покровского, специализирующийся на фольклорной музыке. Это придаёт «Штиммунгу» совершенно новое звучание и смысл. После первых репетиций, проведённых совместно с хормейстером и дирижёром Ариной Зверевой, стало понятно, что мы имеем шанс услышать лучшее исполнение этого произведения за всю его историю.

«Stimmung (Штиммунг) – слово, которое сам Штокхаузен, как и все немцы, понимает как, одновременно, «настройка» (в музыкальном смысле) и и «настрой» (в смысле душевном). Ещё это слово родственно слову Stimme, «голос», и лично мне всегда казалось, что Штиммунг – значит что-то вроде «голошение». Потому, что исполнители не столько поют, сколько голосят, не в смысле, конечно, – вопят – а в смысле «делают что-то голосом». Ну вот, ещё только название, а уже ничего не понять – так может показаться человеку, никогда не слыхавшему этого произведения, но первые же звуки этой музыки (они же и последние – всё произведение построено на одном и том же обертоновом аккорде) сразу же выстраивают мир, живущий по очень интуитивно понятным законам.

Штокхаузен – по сути, воплощение авангарда, в этом сочинении так далеко заходит в свою, авангардную, сторону, что выходит, в некоторых отношениях, где-то в палеолите. Шесть голосов (три мужских, три женских), на протяжении приблизительно семидесяти четырёх минут, постепенно перетекают из одной звуковой ситуации в другую, причём никаких изменений , которые нормативны в «классической» музыке, не происходит. Однако, музыка эта не фон для медитации, а чрезвычайно насыщенный событиями процесс – просто эти события происходят на тембровом, обертоновом и словесно-заклинательном уровне. Многократно повторяемая с небольшими постепенными изменениями формула — это, в каком-то смысле, противоположность развёрнутой мелодии.

Западная народная и профессиональная музыка утратила «формальность» очень давно, в обиход её снова ввели американский минимализм и европейский авангард ­– Штокхаузен как бы изобретает ритуальную формульную практику заново, пользуясь «магическими именами» всяческих божеств и опираясь на отрезок обертонового ряда, соответствующий резонансу пентатоники. Русская традиционная музыка (как и некоторые виды литовской, тропической африканской и тд) сохранила формульные жанры:  наигрыши, плясовые, заговоры, колыбельные  для нас не экзотика, а естественная звуковая среда. Именно поэтому мне очень захотелось, чтобы «Штиммунг» Штокхаузена спели мастера традиционной (формульной, в том числе) русской музыки, легендарный ансамбль Покровского. Этот коллектив уже пел авторскую музыку (например, Стравинского, Юсупову) – но никогда не исполнял европейский авангард. Мне очень хочется послушать – что из этого выйдет» – сказал Александр Маноцков.

 

Карлхайнц Штокхаузен — автор более 360-ти музыкальных произведений. Выступал как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собственных произведений. Выпустил ряд трудов по проблемам музыкальной композиции, теории музыкального времени, психологии восприятия и др. (собранных в 10-ти томах Текстов о музыке). С 1998 года каждым летом в Кюртене проходят Международные курсы композиции и интерпретации музыки К. Штокхаузена. Приезжал со своими музыкантами и своей акустической аппаратурой в СССР (в 1990-м году) с циклом концертов из своих произведений.

Скончался 5 декабря 2007 года в Кюртене. Именем К. Штокхаузена названа площадь в Кюртене (Karlheinz Stockhausens Platz).

Ансамбль Дмитрия Покровского — экспериментальный ансамбль, созданный в 1973 году музыкантом, педагогом и учёным-исследователем Дмитрием Викторовичем Покровским (1944—1996) при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР. Первым в СССР и России объединил богатые традиции народной, национальной музыкальной культуры с современными выразительными средствами и способами подачи материала. Неповторимость Ансамбля Дмитрия Покровского как в безукоризненном владении стилями и понимании самой сути фольклора, так и в умении донести его, сделать событием культуры, в том числе и на межнациональном уровне.

Арина Зверева — Окончила Московскую консерваторию (2002г), класс профессора И.Агафонникова и с 2004по 2005 ассистент в его классе. С 2005 по2011 преподаватель консерватории. Как хормейстер на протяжении нескольких лет сотрудничает с дирижером Т.Куррентзисом. В числе их совместных проектов Концерт для хора А.Шнитке (фестиваль «Территория», 2007год, Дягилевский фестиваль, 2013год), De temporum al fine comoedia» К.Орфа (фестиваль «Территория», 2008), Реквием А.Сюмака (МХТ им.Чехова,2010) — два последних в режиссерской версии К.Серебренникова.

Как музыкальный руководитель и дирижер сотрудничала с Московским Ансамблем Современной музыки (МАСМ). Среди их совместных проектов «Трехгрошевая опера» К.Вайля и «Киже» А. Сюмака в постановке К.Серебренникова (МХТ им.Чехова,2009), концерт-календарь ARIAS («Платформа» «Винзавод», 2011).

С сентября 2011-приглашенный,а с марта 2012 постоянный хормейстер хора MusicAeterna.Среди последних хормейстерских работ «Дидона и Эней» Г.Перселла, «Свадебка» И.Стравинского, «Геревень» В.Николаева, Medeamaterial П.Дюсапена, «Немецкий реквием» И.Брамса. В 2013 на базе хора MusicAeterna создала ансамбль современной музыки. В числе их работ премьера сочинения А.Филоненко «Чудовище больше не поет», Т.Райли»In C» в версии для вокалистов, а также участие в мастер-классе The Hillard Ensemble с сочинениями С.Шаррино.

 

ПРОЕКТ «ПЛАТФОРМА»

Художественный руководитель Кирилл Серебренников

29 июня 2013 в 20.00

Stimmung

Композитор – Карлхайнц Штокхаузен

Куратор Александр Маноцков

http://www.platformaproject.ru/