Масштабный выставочный проект «Все напоказ?»

Все напоказ?

Выставка в жанре тотальной инсталляции откроется в Москве в Замоскворечье в исторической усадьбе XVIII века при поддержке MR Private — подразделения элитной недвижимости девелоперской компании MR.

Масштабный выставочный проект «Все напоказ?» созданный в жанре театрализованной инсталляции с элементами исторической ретроспекции, посвящен исследованию и репрезентации уникального архитектурного объекта — камерной городской усадьбы конца XVIII века, расположенной в 1-м Казачьем переулке. Выстроенный по заказу семьи Позняковых в одном из тихих уголков Замоскворечья, дом представлял собой типичный образец городской дворянской усадьбы, скрывающей богато оформленные интерьеры парадных залов за сдержанной и строгой внешней архитектурой здания.

Ася Заславская. Инсталляция «Ser With». 2023

В пожаре 1812 года часть усадебных построек сгорела, но уже в 1814-м новый владелец, статский советник И. А. Новиков, перестроил пострадавший дом, сохранив первоначальную планировку. В 1860-м владелицей усадьбы стала почетная гражданка А.В. Лепешкина, а в конце XIX — начале XX века главный дом занял представитель купеческой династии З.М. Персиц, при котором интерьеры особняка были вновь обновлены, а маслобойные и химические заводы его семьи в Нижнем Новгороде в те годы снабжали Россию гарным маслом и свечами.

  Елена Самородова — Сонина (Свинец и Кобальт). Эскиз к керамике. 2025

Судьба городской усадьбы в 1-м Казачьем переулке в полной мере отражает перипетии истории Москвы XIX века и изменения, происходившие в жизненном укладе жителей Замоскворечья. Дворянские усадьбы переходили в собственность купцов и мещан, игравших во второй половине столетия ключевую роль в жизни московского общества. На фоне бурно кипевшей деловой жизни города особую важность приобретал домашний мир, так называемый ближний круг, где ценилась неприкосновенность частной жизни.

Андрей Сяйлев. Кирпичи метареальности. 2025

Участники проекта «Все напоказ?» в первую очередь стремились воссоздать семейный дух усадьбы, где предметы, маркирующие род занятий и статус бывших владельцев особняка, соседствуют с милыми безделушками, раскрывающими их характеры и вкусы.

Александра Митлянская. Когда я дома одна. Видео. 2020

«Работа с объектами культурного наследия — это не просто про восстановление зданий, это про возвращение городу его истории, духа и смысла. Мы рады открыть новую выставку в уникальном пространстве исторической усадьбы в сердце Москвы. Этот проект стал для нас уже вторым самостоятельным опытом в рамках культурно-просветительской миссии компании, и мы видим, как важно сохранять и заново осмыслять такие места. Мы уверены, что подобные инициативы делают город богаче. И, конечно, мы продолжим создавать новые точки притяжения на карте столицы», — говорит Ирина Дзюба, представитель девелопера MR Group.

«Камерный размер усадьбы в 1-м Казачьем переулке отсылает нас к формату дома-музея, посвященного жителям Замоскворечья — купеческой “московской провинции”, где было принято скрывать от посторонних глаз частную жизнь, но выставлять напоказ свои профессиональные занятия. Выставка “Все напоказ?” создана в жанре тотальной инсталляции, объединившей бутафорию, реальные артефакты и произведения актуальных художников. Театрализация исторического момента — лучше способ понять современность», — объясняет куратор проекта Мария Салина.

«Выставка построена как своего рода палимпсест из множества пластов — видимых и воображаемых. Удивительная и не до конца разгаданная история метаморфоз, которые претерпела усадьба в Казачьем переулке, побудила участников к созданию новых “декораций” и “реконструкций”, в которых подлинные документы переплелись с дерзкими и изобретательными мистификациями. Судьба последних частных владельцев дома послужила основой для поэтических инсталляций, обращенных к интереснейшим и пронзительным ее страницам. Биография дома похожа на биографии московских купцов, среди которых были не только старообрядцы и православные прихожане многочисленных храмов Замоскворечья, но и ученые иудеи, не только торговцы мануфактурными товарами, но и предприниматели, экспериментировавшие с самыми передовыми технологиями в сложных производствах, и многие из них вошли в историю как благотворители и меценаты, коллекционеры и библиофилы, внесшие неоценимый вклад в развитие культуры», — дополняет сокуратор выставки, искусствовед Ирина Горлова.

Кураторы: Ирина Горлова, Мария Салина

Организатор проекта: MR Private, креативное бюро «Широта»

Художники: Ирина Корина, Пётр Белый, Ольга Божко, Гриша Брускин, Алина Глазун, Митрий Гранков, Валерий Гриковский, Анна Гросицкая, Ася Заславская, Алёна Кирцова, Катя Ковалёва, Сергей и Татьяна Костриковы, Нина Котёл, группа «МишМаш», Олег Матрохин, Александра Митлянская, Александр Морозов, Семён Мотолянец, Лиза Ольшанская, Елена Самородова и Сергей Сонин, Витас Стасюнас, Андрей Сяйлев, Леонид Тишков, Ольга Флоренская и другие; также будут представлены произведения Бориса Кустодиева и исторические предметы.

Даты проведения выставки: 20 ноября 2025 – 26 апреля 2026
Место проведения: Москва, усадьба 1-й Казачий переулок, дом 6, стр. 1

Заглавное изображение: Алина Глазун. Инсталляция. 2025

Подписывайтесь на Skrew.ru в Telegram.