«Фабрика» — это культурное производство плюс человеческое измерение»
Интервью с директором Центра творческих индустрий «Фабрика» Асей Леонидовной Филипповой специально для издания Skrew.
Мы — посетители ЦТИ «Фабрика» с десятилетним стажем и хорошо помним ее на тот момент – локация со своим колоритом, но немного мрачная. Тем не менее это была площадка, которую мы регулярно посещали (наш проект Skrew существует с 2012 г. — прим. ред.). Если сейчас прийти на «Фабрику», то можно отметить, что центр стал более комфортным. Кого можно поблагодарить за то ощущение уюта, которое наступило на «Фабрике»? Какие еще действия вы собираетесь предпринять в этом направлении (одно из недавних — открытие библиотеки)?
Я очень благодарна всем, кто много лет ходит на наши выставки и любит «Фабрику»! Именно посетителям и нашим резидентам мы обязаны тем, что среда постепенно становится более дружественной: они формулируют нам, чего не хватает и что требует улучшений, а часто и принимают непосредственное участие в преобразованиях. Наша команда старается сделать обстановку более уютной, не превращая при этом в территорию исключительно потребления. Сейчас, в летний период, мы нацелены в основном на благоустройство дворов. В скором времени должны обновиться скверы, осенью я хотела бы организовать общественную зону в цехе отделки, чтобы сделать его светлее и удобнее для посетителей.
Согласитесь, что отчасти изменения, которые происходят на «Фабрике», отражают смену вашей аудитории. У вас есть своя сложившаяся аудитория, но есть и те, кто начал посещать «Фабрику» совсем недавно. Мы правы, что эти изменения в первую очередь направлены на новую аудиторию?
Мы не делим аудиторию на старую и новую, скорее, на внешних посетителей выставок и на резидентов, уже работающих и потенциальных. Потребности у этих аудиторий несколько разные, но во многом пересекаются. Мы стремимся стать более открытыми, в идеале — стать центром сообществ единомышленников. Я формулирую главную идею для себя так: «Фабрика» — это культурное производство плюс человеческое измерение.
Вы состоите в Союзе креативных кластеров. Чем занимается эта организация? Какие ставит перед собой цели?
Союз объединяет креативные кластеры и ставит цели популяризации этого явления как платформы для развития креативных индустрий и креативной экономики в России. Мы работаем над созданием условий для развития креативных кластеров, креативных индустрий и творческих профессионалов.
Расскажите об «Атласе креативных кластеров», презентация которого недавно состоялась на Российской креативной неделе. Что это за издание и для кого оно?
Атлас — первое на данный момент издание, в котором проведена масштабная работа по анализу, описанию, сравнению и систематизации развивающихся тенденций и примеров работы креативных кластеров по всей России. В нем сформированы критерии, которые задают четкие границы понимания, что является креативным кластером, а что нет. Атлас стал результатом двухлетнего труда авторского коллектива по исследованию всех регионов РФ, охватившему около 300 объектов, претендующих на статус кластера, и различных творческих пространств. Издание будет полезно и людям, уже работающим в таких институциях, и тем, кто собирается открывать креативный кластер, и чиновникам, работающим с темой креативных индустрий.
ЦТИ «Фабрика» открыт с 2005 года. За это время сменилось несколько поколений посетителей, и для многих наверняка существует своя «Фабрика». Есть ли планы собрать архив всех выставок и имен за эти годы и представить его, допустим, в интернете?
Да, это отличная идея, у нас есть электронный архив выставок, его можно увидеть на нашем сайте. В свое время он также был передан в ГЦСИ. Возможно, эта работа должна стать более наглядной на нашем сайте. Обязательно займемся!
На «Фабрике» нет смотрителей в залах, вход свободный. Как вы обеспечиваете безопасность и бережное отношение к искусству зрителей, как отсекаете нежелательную аудиторию? Были ли случаи вандализма?
За всю историю выставок на «Фабрике», а их более 350, у нас было три-четыре случая повреждения экспонатов, и это было очень травматично для нас и для авторов. То есть это около 1% случаев. На некоторых выставках у нас присутствуют смотрители, со временем мы поставили камеры в выставочных залах. Думаю, в целом на наши выставки ходит очень мало случайных людей, и это нас спасает. А те, кто ходит, любят искусство и относятся к нему бережно и с уважением.
Как сейчас развивается ваша программа «Фабричные мастерские»?
Программа работает, как и в предыдущие годы. Был некоторый шок весной 2022 года, когда художники-победители были вынуждены уехать или не считали возможным работать над заявленными проектами в сложившейся на тот момент ситуации. Было тяжело видеть опустевшие мастерские, оставленные работы, прерванный на середине процесс. Но постепенно ситуация улучшилась, поступили новые заявки, мы передали мастерские тем, кто продолжает работать в Москве, с осени начнем показывать их проекты, сделанные зимой 2022-2023 года. Кроме того, в сентябре мы покажем выставку экологического ответвления программы мастерских, созданную в сотрудничестве с коллективом Moscow Circular. Это новое для нас направление развития нашей программы.
Какова судьба программы «Художник в резиденции», ориентированной на зарубежных авторов? Есть ли сейчас иностранные художники, которым интересно приехать и поработать в Москве? Из каких стран к вам поступают заявки?
Мы ведем переговоры с Индией, Турцией, Бразилией, надеемся на контакты и заявки из африканских стран. Специфика этой программы такова, что она требует времени: если работать с посольствами и другими финансирующими организациями, то соответствующие бюджеты планируются на год вперед. То есть сейчас мы обсуждаем планы на 2024 год. Надеемся, что к нам приедут интересные авторы. А пока пространства резиденций предоставлены авторам из России.
Есть ли у вас планы на создание (онлайн или офлайн) галереи на основе «Фабрики» или ярмарки для продаж работ резидентов?
Нет, мы никогда не ставили себе цели и не рассматриваем возможность продаж или иной монетизации искусства, созданного на «Фабрике». Галерейный бизнес требует специальных навыков, пока у нас много другой работы.
Последние несколько лет были связаны с сильными потрясениями — пандемия, карантин, международные санкции, эмиграция. Как менялись темы художественных выставок, как художники пытаются отрефлексировать это время? Были ли у вас изменения или переносы выставок в 2023 году?
Да, конечно, мы были вынуждены отменить планировавшуюся выставку группы «Еликуки», отменились несколько выставок финалистов «Фабричных мастерских». Надо сказать, что на место отмененных встали другие. Сообщество художников четко разделилось на три категории: уехавших, оставшихся, но не считающих возможным выставляться, и тех, кто, наоборот, испытывал сильную потребность высказаться и выразить свои мысли и чувства. Почти все выставки за 2022-2023 годы — о чувствах страха, тревоги, одиночества, незащищенности, о травме и поиске путей ее преодоления. Но градус этих эмоций в последние месяцы несколько снизился. Происходит постепенная адаптация (спасительная способность человека!), художники учатся говорить эзоповым языком, раскрывать важные для них темы, не прибегая к прямолинейным высказываниям, навыки самоцензуры растут очень быстро. Это не может не огорчать, но в данный момент таков единственный путь.
Если посмотреть на прошедшую недавно выставку Эльдара Ганеева «Ракушка», то мы увидим своего рода убежище, внутреннее пространство, где можно спрятаться. На ваш взгляд, желание художников не зависеть от событий внешнего мира — это своего рода защитная реакция? И какие реакции вы приветствуете как институция, а к каким относитесь настороженно?
Я полагаю, не только художникам, но и любому человеку свойственно и естественно стремиться к безопасному и мирному существованию. Сейчас эта возможность для многих сводится к минимуму и становится критически важной. Эльдар точно и талантливо это передал в своем проекте, я очень рада, что он был показан у нас. Вряд ли сейчас хорошее время для радикализации, а вот анализ и фиксация происходящего художественными методами с точки зрения истории, философии, социальной психологии мне очень интересны.
В одном из своих интервью вы отметили, что если занимаешься актуальным искусством, то шансы продать свою работу крайне малы, а коллекционеров и ценителей у нас архимало. Так и происходит, что творчество вынужденно переходит в разряд хобби. Конечно, это тяжело и травматично для художников. Что бы вы хотели пожелать в такой ситуации всем молодым художникам?
Прежде всего — принять эту ситуацию и не драматизировать ее. Найти возможность заработать себе на жизнь чем-то, кроме искусства, а продажи расценивать как дополнительную удачу. Ценить не только монетизацию, но и свою репутацию и авторитет среди единомышленников и членов профессионального сообщества, общаться как можно больше и рассказывать о себе институциям, поддерживающим художников. При этом соблюдать свойственный этой среде этикет.
Беседовали Михаил Янцев, Надежда Петрова.
Фото: Варвара Филиппова