«Фабрика» представляет выставочный проект «Стоя на перекрестке»
Художники, кураторы, арт-критики, писатели, творческие личности выскажутся о проблемах, которые они видят, стоя на цивилизационном перекрёстке и о своём выборе пути, пути, который они видят.
В 2018-2019 годах в Нидерландах была представлена серия выставок «Устойчивость искусства/ Sustainability Art». Это были выставки об устойчивости цивилизации с точки зрения искусства. Искусство является выразителем гуманитарных ценностей цивилизации и устойчивость искусства определяет устойчивость цивилизации. Организаторы приняли решение сделать выставку «Устойчивость искусства» в Москве в 2020 году, и эту идею поддержало руководство Центра творческих индустрий «Фабрика». Пандемия нарушила планы, и выставка была перенесена на 2021, затем на 2022. Но уже в 2020 году стало очевидным, что пандемия и другие события в мире делают концепцию выставки «Устойчивость искусства» не такой актуальной, как это было в 2018. Возникли новые угрозы нашей цивилизации, которые затмили экологические проблемы. Организаторы выставки увидели, что блага, привнесённые в нашу жизнь цифровыми технологиями, имеют оборотную сторону и оборотная сторона заставляет пересмотреть некоторые футуристические позиции. Бездумное, преступное использование ресурсов планеты, нежелание понять страны, оказавшиеся на обочине цивилизации, разделение мира на страны-изгои и страны-“демократии” приводят к военному противостоянию, что ставит мир на грань полного уничтожения.
«Устойчивость искусства» трансформировалась и превратилась в выставку с новой концепцией. Изменилось название. Название выставки «Стоя на перекрёстке» очень точно отражает концепцию выставки.
Куратор выставки Владимир Опара выражает признательность Maarten Bertheux (Амстердам) за обсуждение новой концепции и названия выставки, а также куратору выставки «Устойчивость искусства» Saskia Gras (Гаага, Нидерланды) за появление важной для художников темы.
Действительно, человечество стоит на перекрёстке и ему предстоит сделать нелёгкий выбор, выбор, который будет иметь колоссальные последствия.
Наталья Толстая (Москва), художник-философ, праправнучка Льва Николаевича Толстого, ищет ответы на вопросы развития и устойчивости цивилизации в знаках, символах, словах, сохранённых в культуре и дошедших до нас. Наталья, как и её всемирно известный прапрадед стоит на перекрёстке, и пытается понять пути развития цивилизации. От Льва Толстого и его порой мучительных поисков к Наталье Толстой и её поискам пути сегодня.
Художники Ася Додина и Слава Полищук видят проблемы внутри себя и вокруг себя, исследуя выброшенные людьми и океаном после урагана предметы, воспринимаемые обыденным сознанием как мусор. Они обнаруживают, что в первую очередь ураганом были разрушены конструкции из бетона и стали, а небольшие лёгкие предметы остались невредимыми. Серия работ и фильм «Что остается» представлены на выставке.
Владимир и Майя Опара (Москва) в видеоинсталляции «Очень близко друг к другу», включающую в себя: «Жужжание космоса», «Остров Голландия», «Чёрная книга», «Линия Горизонта» пытаются представить мир будущего без государств, в виде островов и мегаполисов. Владимир и Майя видят Нидерланды (Голландия), страну, находящуюся под постоянной угрозой затопления, и научившуюся жить с этой постоянной, ежесекундной опасностью, как пример будущего мира.
Юлия Винтер пытается ощутить будущее через погружение в прошлое. Она создаёт переходы из одной реальности в другую, показывает, как течение времени постоянно меняет наше восприятие. Прошлое пробуждается в реконструкции осколков или с помощью фрагментов воспоминаний.
Апанди Магомедов обращается к природным материалам и народным практикам. Он показывает утерянный путь цивилизации — возможно необходимо отказаться от современных технологий, ведущих мир к катастрофе.
Ева ван дер Занд и Маша Волкова — их интересует экология, изменение климата, проблемы атмосферы, воздуха которым мы дышим. Их видео — это поэтическое произведение, наполненное тканями, как зеленый экран, говорящий о проблемах. Карта, показывающая новые скрытые миры облаков. Образы вращающихся реальностей. Образы свернутых реальностей.
Анита Мизрахи исследует художественную жизнь Москвы, встречается с художниками, записывает интервью.
Творческое объединение «Станция Дно» — группа московских интеллектуалов исследует влияние новых технологий и ИИ (Искусственный Интеллект) на творческие возможности человека и возможность/невозможность их взаимного сосуществования в грядущей эпохе сингулярности. Присутствие в проекте имени и личности писателя Льва Толстого предполагает приглашение в проект и современных писателей «стоящих на перекрёстке». На выставке будут представлены тексты и видео интервью кураторов всевозможных направлений в искусстве, арт-критиков, творческих личностей, размышляющих о цивилизационных проблемах.
Куратор выставки: Владимир Опара
Даты: 8 мая — 5 июня 2022 г.
Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18
Более подробная информация о мероприятиях в рамках выставки представлена по ссылке.