Болотная Биеннале. Иномирцы повсюду
Мрачное полузаброшенное здание бывшего НИИ гостеприимно распахивает двери для любителей современного искусства. В течении трех дней сентября его кабинеты оказались захвачены самым необузданным племенем, чей караван везет смыслы из иного мира в наш. В течении трех дней в оставленных помещениях и на чердаке шестиэтажного здания можно было найти контрабанду метафизического.
Болотная Биеннале проводится самоорганизацией Art.Boloto под кураторством Ольги Тумановой и Василисы Лебедевой. По устоявшейся традиции эта андеграундная коллективная выставка носит ту же тему, что и Венецианская Биеннале, в 2024 году она звучит как «Иностранцы повсюду». Художницы выбирают для своих проектов полуразрушенные абандоны, что должно подчеркивать некоммерческий характер их инициативы. В этот раз выбор пал на локацию Very Strong Place расположившуюся в закрытом геологическом институте. Его помещения стали своеобразными павильонами, в которых художники разместили свои произведения.
Большую часть экспонатов Биеннале составили разнообразные инсталляции, некоторые из них оказались интерактивными. Лилия Ким предлагала зрителям взаимодействовать с выполненной в человеческий рост плоской марионеткой, и тем самым символически воплотить одну из тех разнонаправленных сил, которые буквально разрывают на части гостя из ближнего зарубежья, попавшего столицу России. Тимофей Максимов устроил для посетителей тир с бумажными самолетиками и надутыми перчатками, которые служили отсылкой к песне о 99 воздушных шарах, принятых военными разных стран за боевые корабли пришельцев.
Часть художников, как и Лилия, обыграли тему Биеннале создав визуальный рассказ о судьбах иностранцев, нестабильных состояниях, переходных пространствах, проводниках. Последние две темы были прекрасно показаны в двух проектах группы «Жерделы поспели!». Интерактивная инсталляция «Песнь о птице-проводнице» включала в себя скульптуру то ли ангела, то ли сирены — крылатой сущности, которая указывает своей песней путь, или же оплакивает путников, не достигших берега. Павильон «Тоже иностранцы» предлагал зрителям самим почувствовать себя путешественником, застрявшем в некоем терминале. Художник Ларион Тареев в компании с саунд-артистом Babette.deziree превратили туалет в купе поезда.
Многие художники проекта примерили на себя образ иностранца, чужака на враждебной земле, который тоскует по дому и ищет безопасное убежище, в котором можно было бы набраться сил для следующего перехода. Олег Иванов преобразил заброшенную лабораторию в уютную комнату, где посетители выставки имели возможность перевести дух и угоститься джином. Художница GALOLOBO, не получившая собственного павильона, устроила на лестнице зону отдыха, а в нише для кнопки вызова лифта разместила маленький домик — воплощение мечты о собственном жилище.
Естественно, что некоторые авторы не могли не откликнуться на фактурность здания бывшего НИИ. Митя Гранков превратил неплохо сохранившийся кабинет в музыкальный инструмент. Здесь можно было собраться большой компанией, чтобы вместе сыграть на нескольких десятках струн и тем самым поучаствовать в эксперименте по исследованию «исчезающего звука». Анастасия Литвинова, создала инсталляцию призрачных силуэтных цианотипий предметов мебели и домашнего обихода, которая рифмовалась с отпечатками различных предметов, оставшихся на столах, покрытых копотью после давнишнего пожара. Сами предметы были перенесены в павильоны Анастасии Ковалевой, группы Digital Object Alliance и других.
Кое-кто из художников, видимо, так глубоко проникся атмосферой абандона, что решился нагнать побольше жути на путешествующих по обгоревшим коридорам посетителей Биеннале. Наталья Конюкова населила туалет гигантскими пауками (один из них убит, что служит следствием ксенофобии «нормальных»). Евгения Стерлягова представила поистине пугающую тотальную инсталляцию с сшитыми из предметов одежды набивными куклами. Этот проект рассказывает о дегуманизации чужаков и международном разделении труда, превратившим жителей Китая, Индии и Малайзии в низкооплачиваемую рабочую силу.
В целом Болотная Биеннале получилась довольно разнообразной. Вероятно, не все представленные художественные проекты понравились каждому, но любой посетитель мог найти здесь несколько интересных лично для себя произведений, образов, идей. Кому-то могло показаться, что не все представленные работы напрямую были связаны с заявленной темой, например, та же музыкальная комната Мити Гранкова, но такие произведения все равно оказывались хорошо вписаны в канву пространства и времени.
Биеннале удалась, невзирая на опасения заблудиться, хрустящие под ногами детали былой отделки и стойкий запах гари. С нетерпением ждем следующих таких же впечатляющих проектов.
Автор текста: Евгений Наумов
Фотогалерея работ представлена в tg-канале Skrew.