Как Веселовский Алексей смотрел на Вавилонский Колизей


Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Впрочем, можешь не рассказывать, ведь попытка посекретничать позабавит Всеведущего еще больше. Вот он сидит на облаке и смотрит, как миллионы смертных строят башню, наивно полагая, что их хитрая задумка скинуть Создателя с трона и занять Его место, останется незамеченной до самого последнего момента. Стоит ли мешать этим детям? Сами поссорятся между собой или просто разочаруются в собственном замысле. Алексей Веселовский предлагает зрителю занять позицию Бога и лично убедиться в эфемерности монументального строительства. Внизу под балконом он обнаружит неуклюжее сооружение из черных досок и брусьев, а на противоположной стене — подсвеченный лист бумаги. Наклонившись к окулярам стереоскопа, посетитель инсталляции сможет различить архитектурный чертеж. Замысел и реализация?
Вавилонская башня и римский Колизей — два архетипических здания, чьи образы регулярно возникают в европейской культуре. Выступая полными противоположностями, они дополняют друг друга до целостного концепта. Вавилонская башня — мифический мираж, который каждое поколение воплощает по-своему. Колизей — конкретное историческое здание, ставшее результатом кристаллизации стиля эпохи. Вавилонская башня символизирует стремление к божественному величию. Колизей стал воплощением низменных страстей и жажды массовых зрелищ. Вертикаль и горизонталь, единобожие и язычество, аполлоническое и дионисийское, национальное и универсальное, разделение языков и соединение множества культур Римской Империи. Вместе они образуют амальгаму цивилизации со всеми ее противоречиями, внутренними конфликтами.
В искусстве Алексея Веселовского образы Вавилонской Башни и Колизея сплавляются в одно большое конусообразное здание на колоссальном фундаменте. Его вершина устремляется к небу, но не может достигнуть его, и поэтому циклопическое строение обрастает новыми слоями подобно стволу дерева. Умозрительная лестница в трансцендентное предстает заброшенным. То ли из-за божественного проклятия, то ли в силу тщетности любых человеческих усилий, башня оказывается недостроенной и уже несет на себе следы разрушения. Обгоревшие края отпечатков тоже становятся немым напоминанием о бренности любого человеческого творения.
Выставка Алексея Веселовского «Башня. История наблюдений» проходит в «Актовом зале» ЦТИ «Фабрика» до 1 марта 2025 г.
Автор текста: Евгений Наумов
Фотогалерея работ представлена в tg-канале Skrew.