ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ
Книжная графика испанских мастеров XX века

Книжная графика испанских мастеров XX века

С 1 февраля по 25 марта 2012 года в залах филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (отделе личных коллекций) проходит выставка «Книга художника. Livre d’artiste. Испанская коллекция».

Под термином «Книга художника» понимался конкретный тип или формат, представляющий собой издание литературного текста с иллюстрациями, выполненными в виде оригинальной печатной графики, и имеющее небольшой тираж. Для создания подобных малотиражных книг мастерами разрабатывались не только иллюстрации, но и уникальный дизайн, шрифты, футляры, в которых они хранились, и даже бумага для альбомов изготавливалась вручную. Книги целенаправленно не переплетались и состояли из отдельных листов, но многие коллекционеры позднее начали их переплетать.

ANTONI TAPIES (1923-2012). Иллюстрация к книге: Alexander Mitscherlich. Sinnieren Uber Schmutz. St. Gallen: Erker-Presse, 1976/78

Все экспонаты на выставке происходят из собраний двух российских коллекционеров — Георгия Генса и Бориса Фридмана. Многие годы они собирали произведения отечественной и зарубежной иллюстрированной книги и книжной графики. На данный момент их коллекции одни из самых больших и представительных в нашей стране. Более 30 книг – работы шести ведущих испанских ху-дожников XX века – Пабло Пикассо, Хуана Гриса, Антони Клаве, Хоана Миро, Антони Тапьеса и Сальвадора Дали – были представлены на внимательное прочтение московской публике.
В первом зале зрителя приветствуют работы основоположника кубизма, художника Пабло Пикассо, который много работал как скульптор, керамист и как график. В экспозиции представлены иллюстрации, выполненные им в технике офорта, к шести разным книгам, таким как «Худая», «Книга о познании», «Полуночные кони», «Песнь мертвых», «Погребение графа Оргаса» и «Лисистрата». Его ближайший сподвижник, испанский художник Хуан Грис представлен на выставке в менее грандиозном масштабе, а именно иллюстрациями на стихи поэта Пьера Реверди.

ANTONI CLAVE (1913–2005). Иллюстрация к книге: Francois Rabelais. Gargantua. Toulon: Les Bibliophiles de Provence, 1955

Другой художник — Антони Клаве, большую часть жизни проработавший в театре, тоже выступал как книжный иллюстратор. Им выполнена книга «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Кармен» Проспера Мериме и, что особенно интересно российской публике, «Пиковая дама» Александра Пушкина. Последняя представляет собой 10 черно-белых литографий, где фигуры на рисунках носят несколько декоративный характер и чем-то напоминают изображения на старых игральных картах. Антони Тапьес также обращался к произведениям русской литературы. Им проиллюстрированы «Римские элегии» Иосифа Бродского. Примечательно, что текст книги написан на русском языке рядом с переводом на немецкий. Эти литографии художник выполнял, нанося краску на камень пальцами, что видно в полученных темно-коричневых изображениях. Весьма необычно другое его произведение, богатое по текстуре и исполненное с применением высокого рельефа, — «Petrificada Petrificante» — совместный труд Антони Тапьеса и мексиканского поэта Октавио Пасо.

Следующие залы знакомят нас с каталонским художником и графиком – Хуаном Миро, который был близок абстрактному искусству. Его иллюстрации к «Букету сновидений для Нейлы» Ивана Голля и «Гротескный куртизан» похожи на бесформенные детские рисунки, где фигуры очень отдаленно напоминают какие-либо реальные предметы.

КИНО, ИСКУССТВО И ТЕАТР

JOAN MIRO (1893–1983). Иллюстрация к книге: Adrian de Monluc. Le Courtisan grotesque. Paris: Le Degre Quarante et Un (Iliazd), 1974

В завершении экспозиции зритель знакомится с произведениями крупнейшего представителя сюрреализма – Сальвадора Дали. Его работы – «В поисках Грааля», «Алиса в стране чудес», «Венера в мехах», «Десять рецептов бессмертия», «Треуголка», «Фауст» — разнообразны в выборе цветов и технике своего исполнения (гелиогравюра, сухая игла, литография). Иллюстрации Дали, как и его живопись, часто сравниваются с галлюцинациями. Лишь одну работу, представленную на выставке — «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя – художник выполнил, минимально используя сюрреалистический художественный язык.
Следует отметить, что экспозиция дополнена специальными мониторами, где зритель может виртуально перелистать все представленные альбомы.

Ссылка по теме : Подробнее о выставке «Книга художника. Livre d’artiste. Испанская коллекция» в ГМИИ им. А.С. Пушкина смотрите на сайте Нового форума изобразительного искусства HalloART.ru

What's Your Reaction?
Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0
Комментарии (0)

Leave a Reply

Your email address will not be published.

ДАВАЙ НАЧНЕМ ВСЁ СНАЧАЛА