ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ
Невторостепенные сюжеты

Невторостепенные сюжеты

Красный бычок с недоуменным выражением на своей маленькой мордочке, вероятно, силится понять, как же он мог очутиться в одиночестве посреди зеленых скал. Куда делись все святые и праведники — люди, населяющие область Предвечного? Что сделает здесь он, бессловесное животное, не обладающее ни даром речи, ни богоподобием, ни духом. Как он мог стать единственным героем иконы?

Ася Заславская представила в выставочном зале «Центр Гиляровского» две серии живописных работ, на которых со всеми каноническими подробностями воспроизвела второстепенные сюжеты традиционной русской и византийской иконописи. Создавая свои небольшие картины, художница тщательно следовала правилам традиционной иконописи. Она взяла толстые доски, некоторые даже с углублением ковчега и укрепляющими шпонами на обратной стороне, покрыла их левкасом и несколькими слоями темперы. От иконы эти изображения отличаются только одним — это не моленные образы. Но зато они показывают зрителю те моменты, которые в присутствии святых ликов отходят на второй план.

Традиционно икона считается неким окном в Вечность, где важен сам Господь и те выдающиеся личности, которые смогли при жизни явить Его образ. Несмотря на очевидную зрителю условность исполнения, иконы несут следы индивидуальности изображенных персонажей и авторской манеры художника. Хотя примерно до XVII века в русской иконописной традиции существовали строгие каноны, закрепленные в образцовых произведениях или в специальных каталогах — иконописных подлинников, каждый автор сохранял некоторую свободу интерпретации писанных или визуальных правил. И наименьшую строгость эти правила имели для изображений животных, деревьев, зданий, ландшафта — здесь иконописец имел полную свободу для демонстрации личной изобретательности и мастерства.

Ася Заславская разыскивает эти наполненные скрытой свободой образы и делает их героями собственных произведений. Так ее серии «Ноев ковчег» и «Город N» становятся оммажем анонимным мастерам прошлого.

Христианское богословие крайне туманно говорит о судьбах животных и человеческих творений после конца вселенной. Не наделенные живой душой они, кажется, закончат свое существование вместе с тварным миром. Однако многие считают это несправедливым, и залогом сохранения кошек, собак, архитектурных памятников они видят человеческую любовь. Господь велик и всемогущ, и если снискавший жизнь вечную праведник при земном своем существовании привязался к домашнему питомцу или родному городу, то Творец сможет наделить бытием хотя бы идеи этих земных воспоминаний. В этом христианское богословие опасно сближается с платоновским учением об эйдосах.

Все в этом мире связано, и ничто не уйдет из него бесследно. Любимый бык неизвестного монаха, запечатленный им в углу какой-то из икон, войдет вместе с ним в Вечность. Мы же можем насладиться видом его кудлатой главы, гордой выи, стройных ног на маленькой доске

КИНО, ИСКУССТВО И ТЕАТР

Выставка Аси Заславской «Время и случай для всех» в Центре Гиляровского продлится до 1 декабря 2024 года по адресу: Столешников пер., 9, стр. 5

Автор текста: Евгений Наумов
Фотогалерея работ представлена в tg-канале Skrew.

What's Your Reaction?
Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0
ДАВАЙ НАЧНЕМ ВСЁ СНАЧАЛА