Школа будущего, или Как сделать образование совершенным?
15 мая состоялся III международный Форум современного образования YEES 2012 (Your Education Enables Success), организованный Московским технологическим институтом.
Атмосфера лектория Политехнического музея, в котором проходило мероприятие, идеально соответствовала обсуждению научно-просветительских тем, обмену опытом и активным дискуссиям в классическом «университетском» стиле.
Чему и как должна учить школа?
Вступительная часть мероприятия была посвящена обсуждению вопросов школьного образования. В частности, спикеры пытались выяснить, что ждет наших детей в ближайшем будущем?
По мнению Яны Стрельцовой (Руководитель направления «Развитие механизмов государственно-частного партнерства в образовании» в НИИ Развития профессионального образования Департамента образования), получение практических навыков всегда шло очень медленно. В будущем же, по ее словам, будут преобладать «открытые школы» – использующие в своей деятельности внешние, сторонние ресурсы.
Светлана Авдеева, заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров, подчеркнула в своем выступлении, что уже сейчас современные технологии активно внедряются в образовательный процесс: в школах закупаются компьютеры, разрабатываются цифровые учебники и контент, которые «коренным образом изменят преподавание, а не станут просто цифровой формой статичных книг». Компьютерные технологии – это не просто «железо», это новые методы, которые позволяют формировать новые компетенции у будущих выпускников».
Какие тенденции вузовского образования будут преобладать в будущем?
Образование будут зависеть от экономики – главный тренд, обозначенный на Форуме. Таким образом, создастся такая ситуация, когда возглавлять «образовательную пирамиду» будет заказчик в лице бизнеса. Образование будет ориентировано на рынок и спрос. Это станет услугой, у которой есть потребитель. Потребитель – это работодатель.
Евгений Плужник: «Вузы должны опережать время на несколько лет, поскольку потребитель не знает, что будет через некоторый период времени. На первый план выйдут знания в области математики и физики, потому что мир становится все более технологичным».
Далее обсуждение перешло к вопросам профессиональных компетенций – что же это такое? Откуда они берутся? В ходе дискуссии была сформулирована мысль, что поскольку именно бизнес диктует свои условия и формирует рынок труда, то он помогает еще не определившемуся человеку найти применение своим компетенциям.
Современные вызовы стандартам
На данный момент технология краудсорсинга входит в число образовательных инноваций, формирующих стандарты. Дмитрий Ситников (CEO Профессионалы.ru) совместно с Александром Малюковым (CEO Witology) на примере конкурса «Сбербанк-21-Будущее» рассказали о главных преимуществах использования такого метода, а также о его отличиях от классического «мозгового штурма».
Александр Малюков: «Краудсорсинг – это возможность получить обратную связь за один месяц с учетом хорошей организации. Благодаря данному проекту люди были услышаны, их идеи будут реализованы». По словам Алексея Бобко, студента Moscow Business School по программе MBA Start, победившего в конкурсе, участие в «Сбербанк-21-Будущее» придало ему веру в то, что можно взять и сделать что-то своими силами. Вне зависимости от того, где ты находишься, можно реализовать любую свою идею.
Неформальное образование
Много внимания на Форуме уделялось проблеме нехватки квалифицированных кадров. Мало быть «легкообучаемым» и «коммуникабельным». Нужно быть в профессиональном контексте, обладать реальными практическими навыками.
Александр Гаврилов, Член Комитета по образованию Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий: «Традиционных подходов к обучению уже не хватает. Разрабатываются новые, где преобладает сотрудничество вузов и компаний-работодателей.
В рамках дискуссии состоялась презентация инновационного проекта Workle, представляющего площадку для официальной интернет-работы. Также встреча включала в себя демонстрацию Cisco Webex – технологии, которая позволяет проводить уникальные мультимедийные совещания, читать лекции и пр., а также выступление Сергея Тулинова, организатора некоммерческого проекта «Сетевая академия Cisco для людей с ограниченными возможностями здоровья», который рассказал о технологиях и уникальной системе удаленного доступа к реальному оборудованию через браузер, позволяющих не тратить огромных денег на перевоз оборудования и командировки.
Старший директор компании Cisco по корпоративным вопросам в странах Европы, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки Лора Кинтана рассказала о международном проекте, который ежегодно обучает более миллиона студентов с использованием технологий удаленного доступа, технологий будущего. Глобальная программа Cisco Networking Academy включает материалы, доступные через Интернет, инструменты оценки знаний, средства отслеживания академических успехов студентов, практические лабораторные занятия, а также курсы подготовки для получения признанных в отрасли профессиональных сертификатов.
Институты предпринимательства Cisco
В рамках YEES 2012 состоялась пресс-конференция, на которой руководитель бизнеса Cisco в России/СНГ Павел Бетсис и первый проректор Московского технологического института Евгений Плужник объявили об открытии новых институтов Cisco в 16 крупных городах Азебрайджана, Казахстана, России, Узбекистана, Украины на базе филиалов МТИ.
В своем выступлении Евгений Плужник отметил, что благодаря партнерству с Cisco у студентов МТИ появился доступ к самым актуальным образовательным программам: «На мой взгляд, сегодня для осуществления модернизации российская экономика испытывает колоссальную потребность в высококвалифицированных специалистах, и удовлетворить ее можно, только используя знания и опыт, накопленные крупными международными корпорациями. Поэтому для нас так важен этот проект, осуществляемый совместно с корпорацией Cisco».
Подводя итоги
Всего в Форуме приняли участие более 200 руководителей сферы образования, HR-директоров и HR-менеджеров компаний. На мероприятии присутствовали специалисты в области информационно-коммуникационных технологий, разработчики контента, мультимедийных и программных решений для обучения.
Форум YEES 2012 закончился неформальной беседой, где можно было получить ответы на все интересующие вопросы и обменяться контактами с коллегами.
По словам участников и гостей Форума, подобное событие позволяет существенным образом влиять на формирование образовательных тенденций, вырабатывая системный подход и, главным образом, учитывая особенности и потребности со стороны вузов и работодателя.
Генеральным партнером YEES 2012 выступила компания Cisco.
Официальными партнерами Форума также выступили: Moscow Business School, Открытый Университет Сколково (ОтУС), Первое Российское Бюро Спикеров «Topspeaker», Лекторий Политехнического музея, портал Профессионалы.ру. Генеральный HR-партнер Форума – портал по трудоустройству Superjob.
О Московском технологическом институте
Московский технологический институт – лидер дистанционного обучения среди вузов РФ по самым востребованным специальностям на программах первого и второго высшего образования, бакалавриате и магистратуре, MBA и BBA, курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
В своей деятельности институт сочетает фундаментальные традиции российского академического образования и последние достижения в области новых образовательных технологий.
Московский технологический институт имеет государственную аккредитацию с правом выдачи общеевропейского приложения Diploma Supplement.
www.mti.edu.ru
О компании Cisco
Cisco – мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и совместной работы. Чистый объем продаж компании в 2011 финансовом году составил $43,2 млрд. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.