УНОВИС²: POWседневность


Велосипедное колесо на перевернутой вилке, установленное в тазике с черным мусорным мешком. Марсель Дюшан, конечно же. В смысле, создатель идеи реди-мейда велосипедного колеса, которое можно повторять снова и снова. Будут ли такие реплики произведениями искусства? Классик модернизма не считал таковым и оригинал. Для него моментом искусства была встреча с будущей основой для реди-мейда, а получающиеся в результате этой встречи объекты, он почти не выставлял. Велосипедное колесо, например, по собственному признанию, Дюшан сделал чтобы созерцать в одиночестве, сделать частью личной повседневности. Для выставки «0,03» его повторила Катерина Anatol’evna. Планировала ли она создать предмет для собственных созерцаний? Скорее, ее цель — отдать дань первому анти-художнику, который осмелился лишить искусства ауры уникальности и превратить святыню в часть повседневности.
Третья выставка современной авангардной группировки УНОВИС² представила зрителям произведения, объединенные темой бытовой культуры. Каждый художник выбрал предмет или явление из окружающей действительности или недалекого прошлого. Предметы эти, вопреки мнениям искусствоведов в высоких башнях слоновой кости, могут быть даже более значимыми для построения общественной идентичности, чем большие стили прошлого. Понятия культуры барокко или классицизма сменяют иронические культуры «тройки» и «змейки». В конце концов, именно эти привычные настолько, что мы их не замечаем, предметы и формируют наши привычки, личности, паттерны поведения. При этом представитель культуры «змейки» на кнопочных нокиях с зелеными экранами могут усмехнуться над молодыми «троечниками», не имевшими возможности встретить «счастливый билетик».
Безмерно радует, что многие экспонаты на выставке интерактивные. В игру «змейка» можно поиграть на эмуляторе (Ксения Левкина), который даже вернет зрителю ощущение фрустрации от несвоевременного входящего звонка. Собственный проездной можно приложить к желтому кружочку (Катя Шишкина) и узнать у оракула место, где «вас ждут невероятные события в 2025 году», главное, чтобы средств на карточке хватило на вояж до Бразилии, например. Можно поиграть в пятнашки «Символами времени» (Наталья Леонова), хотя, как не переставляй коронавирус с йогой, общая картина будет той же.
Выставка «0,03» — это веселый дрейф через разные точки зрения по разным эпохам. Почему художник выделил именно эти образы в качестве фундаментальных? Каким образом вокруг них формируется время, в котором он живет? Как бы зритель ответил на вопрос о краеугольной основе его внутреннего и внешнего мира?
Выставка «0,03» арт-группы УНОВИС² в ЦТИ «Фабрика» (Цех отделки) продлится до 26 января по адресу: Москва, Переведеновский пер., 18.
Автор текста: Евгений Наумов
Фотогалерея работ представлена в tg-канале Skrew.