ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ
Путаные ответы на старые вопросы

Путаные ответы на старые вопросы

В ЦТИ «Фабрика» открылась выставка работ студентов и выпускников Института современного искусства Иосифа Бакштейна — настолько масштабная, что занимает три зала: «Оливье», Цех отделки, АСИ. В Цех отделки из «Оливье» можно попасть, пройдя через дверь в конце зала, далее в АСИ — выйдя в дверь справа от входа в галерею «Бомба» и поднявшись на третий этаж. Так как в Цехе отделки демонстрируется только видеоработа «Завтрашний день нам не обещан» художника PollyT, свет в нем приглушенный, и указатель можно заметить не сразу, благо смотрители выставки готовы указать дорогу. Кроме того, в АСИ можно попасть не всегда. В субботу, например, мы поднялись на шесть пролетов только для того, чтобы пожать ручку двери. То ли день был выбран неудачно, то ли работники выставки отлучились на обед.

Кураторский текст Станислава Шурипы, открывающий выставку, сообщает, что основной ее темой стало пространство. Не только в первоначальном смысле некого места или области, но также воображаемое и виртуальное пространство, пространство культуры и личной памяти, пространство различных областей знания и универсального языка. С таким расширительным подходом оказывается буквально невозможно создать произведение, темой которого не будет пространство в том или ином виде.

Большая часть произведений, представленных в зале «Оливье», это инсталляции и ассамбляжи из недорогих или вообще общедоступных материалов и объектов: ткань, канцелярские скрепки, раскладные стулья, мох, ветви деревьев, шланг. Встречаются и более традиционные медиумы: лепнина, деревянная скульптура, фотография, вышивка, силикон. Одни из них демонстрируют наличие у авторов определенного уровня мастерства, другие сделаны нарочито грубо. Складывается впечатление, что студенты старались создать произведения, максимально не похожие на fine art и потому выпадающие из области рынка. Если работу не могут оценить коммерческие институты, вероятно, о ее качестве могут говорить только профессиональные творцы. Также художники сами взяли на себя роль интерпретаторов собственных произведений, и на экспликациях к экспонатам выставки зритель встретит прямую речь авторов.

Из текстов, поясняющих экспозицию, посетитель выставки узнает, что многие произведения так или иначе посвящены антропологическим темам: славянская и не славянская мифология, поиски идентичности, преломление традиционных социальных практик в урбанистической и цифровой среде. Пик популярности этих тем пришелся на 2022 год, когда москвичи увидели сразу несколько групповых выставок художников, исследовавших русский мистицизм и национальные коды: «Антология русской хтони» в Зверевском центре, «апок. конец света каждый день» в галерее Триумф, «О химерах, гибридах, киборгах и людях» в Музее Москвы. Сегодня же даже такие первопроходцы темы, как Алиса Горшенина и Василий Кононов-Гредин, сменили вектор своих творческих поисков, а словосочетание «русская хтонь» может прозвучать оскорбительно. Так, многих возмутил этот эпитет, примененный к фотографиям Дмитрия Маркова, представленным на выставке «Седьмое небо» в галерее Anna Nova. Вероятно, наше общество постепенно устает жить по соседству с кикиморами и лешими, а тонкая, как весенний лед, национальная тема требует более уважительного подхода, чем лес из березок и аляповатые имитации ритуальных масок.

КИНО, ИСКУССТВО И ТЕАТР

Выставка «Волны, потоки, поля, облака» в ЦТИ «Фабрика» продлится до 29 сентября 2024 года по адресу: Переведеновский переулок, д. 18

Автор текста: Евгений Наумов
Фотогалерея работ представлена в tg-канале Skrew.

What's Your Reaction?
Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0
ДАВАЙ НАЧНЕМ ВСЁ СНАЧАЛА