Время собирать камни и время камням разбегаться по свету


Небольшой, размером с кулак, окатыш с вставленной сверху антенной. Вероятно, камень радиоуправляемый, так как за ним по покрытому песком полу тянется широкая борозда. Булыжник движется? По всей видимости, благодаря проволочному приемнику электромагнитных волн они приобрели магическую парасимпатическую связь с валунами в североамериканской Долине смерти.
Так что же в действительности объединяет еще до конца не объясненный, но совершенно точно зафиксированный феномен передвижения многоцентровых обломков скальной породы по дну высохшего озера и искусство? Ответ кроется в вопросе. Мы совершенно однозначно фиксируем искусство как явление в социальной, эстетической и языковой сфере, но объяснить его не можем до сих пор. Отдельной дисциплиной искусствоведения выступает составление провенансов — своеобразных биографий произведений от мастерской до музейного зала (или аукционного каталога). Кто, при каких обстоятельствах, и за какую сумму приобретал тот или иной шедевр? Какими путями Рубенс попал в Нью-Йорк, Матисс — в Японию, а Эль Греко — в Москву? Провенанс — это частично стертые следы передвижения артефактов по пустынному ландшафту человеческой истории.
Собрание произведений искусства генеалогически происходит из собрания камней, точнее из кабинета редкостей, которые были широко распространены со времен Высокого Возрождения. Примерно в это же время и сами картины, отделившиеся от храмовых стен, стали чем-то вроде редкости, точнее, уникальным шедевром, имеющим связь с неординарной личностью — художником-гением. За прошедшие 500 лет это отношение к предметам искусства выкристаллизовалось окончательно — это то, что создал признанный творец, и что помещено в авторитетном собрании.
Однако XX век спутал карты. Авангардисты показали миру, что искусством может стать и то, в участии которого художник не принимал никакого участия: писсуар, кусок древесного корня, камень. Да и стены культурных институций внезапно оказались проницаемыми, так что оригинальные и неповторимые произведения теперь можно обнаружить в городской среде, на дне озера или в центре пустыни. Концепция искусства расползается под собственной массой, подобно пирамиде, сложенной из окатышей. Нам же только остается следить за этим процессом с бокалом вина и время от времени делиться результатами наблюдений на вернисажах.
Выставка «movens pietres» арт-дуэта «ШИЗА» (Дмитрий Запылихин и Женя Шарвина) проходит в галерее «БОМБА» на территории ЦТИ «Фабрика». Финисаж состоится 19 февраля 2025 года по адресу: Москва, Переведеновский пер., 18.
Автор текста: Евгений Наумов
Фотогалерея работ представлена в tg-канале Skrew.