«Может ещё разок, а?»: интервью с художницей и куратором
21 ноября Центр творческих индустрий «Фабрика» представил персональную выставку Оли Махно «Может ещё разок, а?». Это третья выставка из серии персональных презентаций резидентов программы «Фабричные мастерские».
Экспозиционно выставка «Может ещё разок, а?» образует трёхчастную структуру: это две масштабные инсталляции и серия керамических работ. Проект обращается к вопросу внутреннего и внешнего дома, физического тела и памяти, как дома непостоянного, имеющего склонность к самовольному перестраиванию и изменению. В своей художественной практике Оля Махно часто говорит о возможности многократного изматывающего переживания и проживания одних и тех же событий в собственном физическом пространстве — теле.
Редакция Skrew побывала на открытии выставки и нам предоставили возможность задать свои вопросы куратору выставки Ире Конюховой и художнице Оле Махно.
С творчеством художницы Оли Махно мы (редакция Skrew) познакомились на нескольких вернисажах, где она делала свои перформансы и долгое время воспринимали ее в основном, как перформера.
Ира, расскажите в каких медиумах ещё работает Оля и разделяет свои ли она свои темы на определенные медиумы?
— Мне кажется, что перформансы — это то, в чем работа Оли выкристаллизовывается, где то, что она хочет передать зрителю своих работ видно наиболее отчетливо. Однако, Оля, конечно, работает со многими медиумами и часто экспериментирует с ними. По одному из образований Оля — иллюстратор, и ее живописные работы отличает техника коллажирования, а также использование не-живописных материалов, в том числе найденных объектов. Второй большой пласт работ — инсталляции и объекты. Также важны видео, как фиксация перформансов, часто проходящих без аудитории. Работы Оли, вне зависимости от выбранного медиума, взаимосвязаны и составляют единый рассказ, диалог со зрителем о тех личных вопросах, которые волнуют художницу.
В аннотации к последней выставке упоминается художница Ана Мендьета, как повлиявшая на Махно своими рассуждениями о поиски идентичности вне принадлежности к стране, земле, политике. Оля же часто работает с неким традиционным (локальным) контекстом: предметами, ритуалами из прошлого, которые можно легко опознать. Ира, расскажите поподробнее про влияние кубинской художницы.
— Работы Аны Мендьеты (наиболее известные — перформативные работы, их видео и фотографии) часто говорят о поиске собственной идентичности через свое тело и его диалог с природой. Природа для Аны лишена национальности, политической переменной, она связана с такими понятиями, как род, этничность, память. Эти же вопросы — личной памяти, концептуализации своего опыта вне рамок заданных обществом параметров, важны и для Оли Махно. В какой-то мере работы Аны черпают свое вдохновение из венского акционизма, однако она вшивает в свои перформансы не политическую критику, характерную для этой группы художников, а желание посредством своего тела разрешить краеугольный вопрос своей биографии — к какому не-политическому сообществу она принадлежит.
Оля, расскажите про работу «Я больше не боюсь твоих призраков», которая представлена на выставке на «Фабрике». Как появилось это название? Как собирательный образ квартиры трансформировался в призрачную больницу и чьих именно призраков больше не боится художница или зритель, находящийся внутри инсталляции?
— Это своего рода дом-рана или то, какой стала мысль о доме, как архетипе, для меня. Доме, который состоит из подвижной конструкции, который нестабилен, в котором нет пола, а стены колышутся от любого неосторожного прикосновения – что там прикосновения — от любого шага.
Пытаясь понять через этот образ собственную идентичность (понять себя, как раненый дом), в данной инсталляции я работаю с важными для меня темами — травмы, памяти, хрупкой феминности. Темой сексуализации себя, как объекта, и доминирования системы, с которой в определенных ситуациях, оказываешься очень рядом, с глазу на глаз.
В инсталляции множество дневниковых заметок, написанных графитом и разбросанных по поверхностям предметов, в углах и на филенках окон. И одна из них «Я больше не боюсь твоих призраков, я просто туже затягиваю бинты». Именно это я и делаю. Бинтовать раны, бинтовать память – такая созидательная, сестринская работа, не чтобы исчезло, а чтобы зажило, заросло и дало шанс попробовать еще раз.
Исследуя художественную практику Оли Махно, осознаешь, что ее перформансы достаточно долгие и физически тяжелые: однажды она лежала в воде в маленькой ванночке несколько часов; в другой раз — стояла столько же времени вместо второго стула в игре в резиночку.
Оля, расскажите, как воспринимаются изнутри подобные перформансы, готовитесь ли вы к ним как-то по-особенному, замечаете ли вы реакцию людей, и как себя чувствуете по завершению действия?
— «Праздник, который всегда с тобой» — так называлась работа, во время которой я застывала в холодце, становясь, помимо своей воли, одним из блюд праздничного традиционного стола, как это часто происходит в жизни: не всегда оказываешься на том празднике, где тебе есть, что праздновать. Если говорить о перформансах – то они, безусловно, важная, но только часть моей практики (на той же выставке с “Праздником…”, например, был представлен мой объект c редимейдом и видеоартом – трюмо «Intermezzo», который вступал в диалог с перформансом). Я мультидисциплинарный художник и работаю с абсолютно разными медиумами — от живописи и графики до инсталляций, керамики и видеоарта. Мне важна тема, само высказывание, которое лежит в основе работы, а медиум выбираю исходя из того, что в конкретном случае позволит мне быть максимально искренней. И только когда собственная телесность кажется мне незаменимой, я и обращаюсь к перформансу. Практика перформанса — это как быть проводником, дробиться на себя и высказывания, которые существуют одновременно с тобой и во вне. Конечно, если работа предполагает долгосрочный проект (например, мой перформанс «34. Я придумываю слова» длился 9 дней) или она физически сложная, травматичная (как долгое нахождение в холодном море в двойном перформансе «Miscarriage») — она требует не только определенной моральной, но и физической, а иногда и технической подготовки (с точки зрения безопасности на перформансе «Универсальный донор» на площадке должен был присутствовать врач). Моя задача, как художника — не шокировать сложностью, а поговорить и быть услышанной. А на счет коммуникации со зрителем — все зависит от конкретной работы. Чаще я выбираю вариант, в котором нахожусь в медитативном состоянии, не обращая внимания на то, что вокруг, но иногда мне важна коммуникация. В рамках перформанса «Плати и целуй», я помню каждого, положившего мне за поцелуй монету.
Беседовали Михаил Янцев, Надежда Петрова.
Персональная выставка Оли Махно «Может еще разок, а?» открыта в Центре творческих индустрий «Фабрика» (пространство «Цех Отделки») до 7 января, вход на выставку свободный. Куратор выставки: Ира Конюхова
Редакция Skrew выражает свою благодарность пресс-службе ЦТИ «Фабрика» и фотографу Марине Рагозиной за предоставленные фотографии.
Подписывайтесь на Skrew.ru в Telegram.