Концептуальный вандализм
В медиаполе периодически вспыхивают дискуссии на тему отличий уличного искусства от вандализма. Для представителей власти такое отличие только одно — вандализмом является все, что не разрешено. А с не разрешенными украшениями фасадов у нас разговор короткий — закрасить. И пусть бежевый прямоугольник на желтой стене едва ли обладает большими эстетическими качествами, чем кривенький тег, главное, что он разрешен. Таким образом, создание каллиграфической композиции практически объявляется актом вандализма. Но чем же считать его уничтожение?
Володимер и Maxim Ajer — герои выставки в галерее Syntax на арт-платформе Cube.Moscow — считают, что прямоугольники цветной краски на фасадах домов — это тоже искусство. Они сравнивают их с абстрактной живописью и аутсайдер-артом. Вероятно, эти уличные художники даже испытывают некую симпатию к невидимым бойцам ГБУ «Жилищник», ведь их связывают годы непрекращающегося заочного диалога. И вот, чтобы почтить труд и эстетическое чувство неизвестных маляров, художники совершают еще один акт вандализма, а затем вырезают анонимные произведения народной живописи, чтобы закрепить на подрамник и выставить в галерее. Пусть теперь зритель решает, искусство это или нет.
Так насколько же хороши эти по большей части случайные, почти что бессознательные артефакты? Довольно неплохи. Ассортимент используемой коммунальщиками краски поражает разнообразием цветов и фактур. Местами красочный слой облупляется, обнажая фрагменты, закрашенные другим цветом. Местами монтажная сетка оказывается порванной или залатанной. На поверхности этих «холстов» оставили свои следы дождь, снег и копоть выхлопных газов. Как будто смотришь на материализованное время.
Самое удивительное, что только в галерее наконец приходит понимание, насколько ужасны эти фальшфасады, как некрасиво они ветшают даже сами по себе. И за чистоту вот этого борются городские власти? А сколько лет потребовалось, чтобы довести эти временные конструкции до такого состояния? Фланируя по городу, мы быстро привыкаем, что очередное здание покрыла реставраторская вуаль, и уже не считаем, сколько ей десятилетий. Никто в здравом уме не сочтет это красивым и достойным сохранения. Рано или поздно реставрационные работы будут закончены, защитные сетки сняты и утилизированы, и никто никогда не будет о них жалеть. Чтобы увидеть эстетику в этом безобразии, нам требуются смелые художники, которые совершат трансгрессию фальшфасадов из периферийной зоны нашего зрения в контекст искусства. Эфемерное становится вечным.
Выставка «Приватизация» в галерее Syntax, арт-платформа Cube.Moscow, по адресу: Тверская ул., д. 3, открыта до 29 сентября 2024 года.
Автор текста: Евгений Наумов
Фотогалерея работ представлена в tg-канале Skrew.