ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ
Медитируют ли андроиды на виртуальные мандалы?

Медитируют ли андроиды на виртуальные мандалы?

В темном выставочном пространстве взгляд зрителя приковывает левитирующая сфера, состоящая из разрядов плазмы. То ли это око мистического источника духовной составляющей искусства, то ли портал во вселенную грядущего торжества научно-технического прогресса. Галерея «ЛУЧ» представляет выставку почти что нематериального искусства в пространстве арт-платформы Cube.Moscow.

Марк Ротко создавал свои монументальные полотна для того, чтобы передать зрителю эмоцию, заключенную в самом цвете. Чем больше цвета, тем интенсивнее эмоция, ведь, как говорил Анри Матисс, «квадратный сантиметр синего не такой синий, как квадратный метр того же синего». Но зачем же создавать абстрактную живопись, если технологии давным-давно научились обходиться без холста и красок и даже позволяют наполнить ярким цветом целое выставочное помещение? Однако светопись почему-то не особенно приживается в области модернистского искусства. Возможно, дело в самой легкости этих произведений.

mmd’s Light of Rothko

Ультрасовременный вертикальный проектор создает на стене триптих подвижных световых полей, отсылающих к наследию упомянутого Марка Ротко (mmd’s, Light of Rothko). Однако, в отличие от реальных картин, цифровое произведение не вызывает ощущения труда. Создается впечатление, что технические средства воспроизведения здесь оказываются гораздо важнее визуальных образов, ведь стоит приобрести подобный гаджет — и на твоей стене будут появляться хоть «Примавера» Боттичелли, хоть «Авиньонские девицы» Пикассо. А если захочется помедитировать на динамичную абстракцию, можно включить визуализатор Winamp. Лично я помню, как залипал на эти генеративные видео еще на микроскопическом своем ЭЛТ-мониторе. Может быть, medium is a message?

Выставка «Элемент» имеет очень зрелищный характер: яркие, постоянно меняющиеся образы служат иллюстрациями к физическим явлениям или отсылают к философским проблемам. Подвешенным на стропах плазменным светильником, конечно, никого уже не удивишь (INTERLNKD, «Плазмоид»), но зато преломляющий лучи лазера граненый хрусталь выглядит впечатляюще (LYM ART, «Воспоминание Вспомни Я»). Подобное искусство больше ассоциируется с публичными пространствами и массовыми зрелищами, оно вызывает в памяти документации и проекты визуального оформления фестивалей и выставок, созданных группой «Движение» в 1960-х годах. Галерея «ЛУЧ» перенесла масштабное кинетическое искусство в камерное выставочное пространство, чтобы напомнить о глубоких авангардных истоках того, что в настоящее время принято считать элементом массовых развлечений. Но, к сожалению, в меньшем масштабе эти произведения потеряли часть силы воздействия на зрителя.

Павел Пепперштейн. Золотое сердце золотого тельца. 2009. Холст, акрил, масло.

Остается добавить несколько слов о проекте «Из коллекции» — небольшом попурри станковых работ, также представленных галереей «ЛУЧ» в одном из залов арт-платформы Cube.Moscow. Тимур Новиков, Сергей Бугаев-Африка, Павел Пепперштейн, Егор Остров и, внезапно, Алексей Беляев-Гинтовт. Нечасто этого художника показывают. В целом здесь помещены приятные произведения признанных авторов. Напоминает скорее стенд на COSMOSCOW, чем выставочный проект.

КИНО, ИСКУССТВО И ТЕАТР

Выставки «Элемент» и «Из коллекции» в галерее «ЛУЧ», арт-платформа Cube.Moscow, по адресу: Тверская ул., д. 3, открыты до 29 сентября 2024 года.

Автор текста: Евгений Наумов
Фотогалерея работ представлена в tg-канале Skrew.

What's Your Reaction?
Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0
ДАВАЙ НАЧНЕМ ВСЁ СНАЧАЛА