ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ
Сладкий аромат греха и тлена

Сладкий аромат греха и тлена

Теплые картины землистых тонов при ближайшем рассмотрении оказываются населены оскаленными скелетами, ухмыляющимися духами, ехидными бесенятами, галантными дворянами в масках зверей и изящными животными в костюмах людей. Зритель здесь может почувствовать себя святым Антонием, которого и в пустыне настигло дьявольское искушение, такое заманчивое, такое притягательное, такое родное для страстного человеческого сердца.

Работы творческого дуэта Вики Бегальской и Александра Вилкина, представленные на выставке «Охра», вероятно, вдохновлены эстетикой движения «Мир Искусства», конкретно Константином Сомовым, создавшим в начале XX века иллюстрированную антологию французской эротической литературы «Книга Маркизы». Страницы этого редчайшего памятника русской книжной культуры украшали одновременно притягательные и стыдные фривольные изображения молодых пар и пожилых матрон, застигнутых художником в моменты любовной близости или дефекации. Подобные произведения сделались возможными благодаря кредо эстетизма, которого придерживались художники и литераторы эпохи декаданса. Отвергнув главенствующее с середины XIX века представление о нравственном долге искусства перед обществом, они вывели на первый план изящество исполнения, которое контрастировало с низменными, даже аморальными темами.

От великих художников прошедшей эпохи Бегальскую и Вилкина отличает большая откровенность в изображении порока. Их картины соблазнительны, но пугающи, а персонажи не скрывают своего безобразия. Согласно христианскому богословию, Господь допускает искушение по силам человека, чтобы тот проявил свободную волю и отказался от греха. У посетителя выставки «Охра», как и у отшельника в пустыне, сохраняется возможность отринуть лукавый мираж и устремиться к истинной красоте, подобно Перу Гюнту сбежать с маскарада уродливых троллей, сохранив и правдивое зрение, и человечность.

Но не стоит спешить отвергать подобное искусство за те соблазны, которые оно предлагает, ведь танцующие чудища не соскочат с холстов на песочный ковер и не увлекут зрителя в свой хоровод. Наоборот, присутствие таких изображений трезвит разум и бодрит дух. Иоанн Лествичник — автор одного из наиболее авторитетных руководств к духовному росту — оставил предостережение тем, кто готов возомнить себя освободившимся от всех страстей. Такие самоназванные святые, по его мнению, подпадают под действие самой коварной страсти — гордыне, так что даже дьяволы оставляют их в покое, опасаясь потревожить чары этого губительного самообмана. Потому великие подвижники часто окружали себя картинами страшного суда и ада — визуальными напоминаниями о тленности всего материального, собственной душевной немощи и неизбежной смерти.

Человек слаб, и постоянное соседство соблазнительных и безобразных искусителей может быть не просто полезно, но даже спасительно, так как служит напоминанием о том, кем он на самом деле является. Согласно священному преданию, Адам был сотворен из красной глины, буквально из охры. Возможно поэтому этот пигмент кажется нам таким мягким, теплым, почти что бархатным, а произведения Бегальской и Вилкина приятны нашему взгляду.

Один известный писатель заключил однажды, что «ад — это мы сами». Не смущайтесь же зрелищем ада. И никогда не отчаивайтесь.

КИНО, ИСКУССТВО И ТЕАТР

Выставка «Охра» в галерее pop/off/art на территории ЦСИ Винзавод продлится до 16 октября 2024

Автор текста: Евгений Наумов
Фотогалерея работ представлена в tg-канале Skrew.

What's Your Reaction?
Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0
ДАВАЙ НАЧНЕМ ВСЁ СНАЧАЛА