Вначале была «Фабрика»


Как последние 20 лет жил и развивался первый российский творческий кластер на территории бывшего завода.
В этом году Центр творческих индустрий «Фабрика» отмечает очередной рубеж — 20 лет со дня основания. Среди всех российских культурных пространств, занявших места бывших заводов и мануфактур, первопроходцем стал именно ЦТИ «Фабрика» — другая известная арт-локация, столичный «Винзавод», открылся на территории мануфактуры на два года позже, в 2007, а появившийся в 2003 году Artplay только в 2008 занял бывшую промзону на Курской. В юбилейном материале Skrew собрал главное, что происходило с «Фабрикой» в эти 20 лет.
Басманный район Москвы — исторически фабричная часть города, где в разное время чего только не делали: пекли хлеб, ткали ковры, изготовляли лампы и даже выпускали автомобили. В Переведеновском переулке есть как минимум два здания, которые когда-то были производственными предприятиями. В доме №13 находился Пищевой комбинат им. Микояна, который был построен в 1932 году и выпускал концентраты для быстрого приготовления каш, супов и даже сухпайки для армии. Именно здесь впервые стали делать растворимый кофе — в 1963 году. А в доме №18 когда-то располагалась Фабрика технических бумаг «Октябрь» — и этому месту суждено было стать одним из старейших креативных кластеров Москвы.
До того, как превратиться в выставочные залы и мастерские, мануфактура примерила на себя разные роли. Ее история отсчитывается от 1870 года, когда жена коллежского секретаря Елизавета Дислен получила у городских властей небольшой участок земли под производство. В течение следующих 30 лет она докупила еще несколько соседних зданий — так появился целый комплекс. Долгих 59 лет здесь занимались обработкой ткани и кожи: сначала при Дислен и созданной их семьей содружеством мастерских красильной промышленности «Товариществом Аппретуры», а после — при купце Осипе Хишине, который приобрел обанкротившийся бизнес.
В 1924 году завод был национализирован советской властью и реорганизован в красильно-аппретурную фабрику «Октябрь». Спустя еще пять лет она переквалифицировалась в бумаго-красильное предприятие. Но фабрикой технических бумаг завод стал лишь в 1941 году — советская власть вдвое увеличила территорию завода. Отсюда на рынок — и во времена СССР, и после его распада — выходили бумага для деколей («деколь» — технология нанесения изображения на керамические или стеклянные изделия, прим. Skrew) лент, полиграфии, а также калька и ватман. И только в 2005 году мануфактура получила культурный глоток воздуха — последние 20 лет на территории предприятия находится открытый по инициативе Аси Филипповой Центр творческих индустрий «Фабрика».

Жизнь здесь достаточно насыщенная. Целых 1200 квадратных метров занимают мастерские художников, еще 3000 кв м — это пространства общего пользования, куда входят и выставочные залы. Также 9800 квадратных метров отдано в аренду — свои помещения на ЦТИ снимают несколько галерей, павильоны Московской школы кино, издательство Ad Marginem, театральная студия Liquid Theatre, лаборатория экспериментальной печати Пиранези LAB… И много чего еще. В общей сложности, ежедневно на территории ЦТИ занимается своим делом 500 человек. Но обо всем по порядку. Skrew хронологически разделил арт-путешествие «Фабрики» с основания и до сегодняшнего дня на пятилетки.
2005 — 2010
Первые пять лет Центр творческих индустрий, по сути, с нуля создавал все новые и новые возможности. Дебютным проектом-открытием ЦТИ «Фабрика» в 2005 году стала выставка в рамках «Первой Московской Биеннале современного искусства». Площадка стала местом для спецпроекта наравне с ГМИИ им. Пушкина, Третьяковской галереей и ММоМа. Именно с выставки «No Comment» принято отсчитывать выставочную историю ЦТИ — с тех пор кластер не расстается с выставочными программами, приняв их как одну из важных частей своего существования. Спустя год постепенно начали открываться площадки для выставок — «Актовый зал», «Цех отделки» и «Оливье».

О названии последнего много шутят из-за ассоциации с новогодним салатом, но на самом деле он получил свое имя из-за специального аппарата фирмы «Оливье» — на нем советская фабрика «Октябрь», о которой мы упомянули выше, производила мелованную бумагу для полиграфии. В 2007 году появился еще один выставочный зал — «Артхаус», где в будущем столичная публика увидит такие яркие проекты, как «Погребенные земли» российской художницы Алены Пасхиной, «Накануне завтра» американского автора Зака Кахадо, коллективную «Деревня, которая не спит», собранную в сотрудничестве с Московской школой фотографии им. Родченко.
Художники получили место, чтобы представлять свое искусство, и было ясно, что со временем появятся и мастерские. И в этом деле ЦТИ вновь оказался пионером. Программа «Художник в резиденции» была открыта на «Фабрике» в 2008 году — и тогда, и сейчас она ориентирована на зарубежных авторов. Заявки принимаются круглогодично, а партнерский культурный обмен осуществляется с авторами со всего мира. За время ее существования участниками «Художника в резиденции» стало более 70 зарубежных авторов, включая Нидерланды, Южную Корею, Бразилию и Финляндию.

2010 — 2015
Пожалуй, одно из главных событий этой пятилетки — открытие еще одной резиденции для молодых талантов. Программа «Фабричные мастерские» появилась в 2014 году в рамках первого большого юбилея кластера и работает под руководством Аси Филипповой и Натальи Обельчак. Проект направлен на поддержку современных художников разных направлений. Сегодня любой желающий автор может присоединиться к нему либо на длительный срок, либо сессиями на исполнение заявленного проекта, либо разовыми «приездами». Индустриальный характер места влияет на выбор программы резидентами: все чаще заявки шлют художники, работающие с инсталляцией, печатной графикой, скульптурой. За все время существования программы более 50 художников получили студии для работы и пространства для демонстрации своих выставок — а их было около 100.

А еще «Фабрика» наконец собрала достаточно материала и архивов для открытия постоянной экспозиции, музея «Войти и разрешить». Грубо говоря, это музей района от станции метро «Бауманская» до «Электрозаводской», где и находится кластер. В основу экспозиции вошли архивные материалы — фотографии, экземпляры бумажного творчества времен СССР, а также личные вещи людей, которые когда-то жили и работали в районе. А здесь происходило много чего — от ткачества до хлебобулочного производства. При этом, музей «Войти и разрешить» — это не только история и исследование, но и размышление о городе как о зоне запретов и ограничений. Отсюда и название — это антоним к знакомой горожанам вывеске «Вход запрещен».

2015 — 2020
Начало нового пятилетия для ЦТИ было ознаменовано участием в шестой Московской биеннале современного искусства. На территории кластера целый месяц шло сразу семь выставочных проектов, которые, к тому же, стали юбилейными для «Фабрики» — все же минуло 10 лет с ее рождения. Суммарно в них приняло участие 40 художников из 15 стран — они показали все разнообразие актуального искусства, включая объекты, скульптуру, видео-арт, инсталляции и живопись. Плеяда проектов была объединена темой взаимосвязи человека и искусства и эмоционально-психологическим аспектам их сосуществования.

Новый виток развития получила и программа «Фабричные мастерские» — уже на второй год ее существования совместно с Е.К.АртБюро запустила конкурс «Фабричные мастерские. Сессия III» — довольно нестандартный для российской арт-среды формат, ведь туда пригласили авторов старше 35, формально вышедших из возраста «молодого художника». Кроме возможности работать в мастерской на «Фабрике», участники могут побороться за получение партнерского гранта от Пиранези LAB – на печать тиража работ.

В насыщенном конкурсами, фестивалями и выставками прошло четыре года, а потом начался ковидный год, пошатнувший и даже заморозивший культурные процессы по всему миру. Впрочем, он не сломал ЦТИ, а только укрепил его в планах на лучшие, постпандемические времена, и породил еще два важных проекта, направленных на поддержку художников. И следующая пятилетка «Фабрики» — пока самая насыщенная и плодотворная, по версии Skrew.
2020 — 2025
Как и многие культурные институции, вынужденные существовать в условиях изоляции, «Фабрика» направила взгляд в сторону цифровизации. Но и тут ЦТИ пошел своим, самобытным путем. В то время как музеи создавали виртуальные туры по экспозициям, а в сеть вышли онлайн-галереи, «Фабрика» придумала еще один инструмент поддержки художников. Так в пандемию, в 2020 году родилась Nexus New — программа для молодых художников, которые работают с звуковыми инсталляциями, пиксель арт, онлайн-арт, 3D-моделированием и виртуальными технологиями. Первыми проектами программы стали: «Закон сохранения звука» Анастасии Галеевой и «Поезд «Москва – Токио» Валерии Санчило.

Тогда же, вместе со взлетом цифры, художники, работающие с диджитал, заговорили о себе громче. Их искусство стало более востребовано, но они все еще нуждались в поддержке — зимой 2021 года на «Фабрике» появилась программа Digital Air. Ее отличие от Nexus New заключается в том, что она концентрируется на поддержке не всех авторов, а только тех, кто работает с цифровыми технологиями. Для создания платформы виртуальной резиденции Digital Air кураторы и художники группы APXIV оцифровали залы «Оливье», «Артхаус», «Цех Отделки», а на основе опыта «Фабрики» команда сформировала экосистему на стыке цифрового и материального искусства.

В оффлайн ЦТИ вернулся только летом 2021 года и постепенно наращивал выставочные объемы для изголодавшихся зрителей и художников. Одной из первых постпандемийных выставок здесь стал персональный проект Юлии Цветковой «Личное?» — буквально за год до этого художница вошла в список ста самых влиятельных и вдохновляющих женщин по версии ВВС и была удостоена премии Glamour «Женщина года». Пожалуй, можно сказать, что за последние годы «Фабрика» активно поддерживала российских художниц — с 2021 года здесь прошли персональные проекты Ульяны Подкорытовой, Алисы Йоффе, Вероники Актановой, дуэта Дарьи Глушко и Алисы Колеватых.

Несмотря на политические обстоятельства, сложившиеся в феврале 2022 года, на «Фабрику» продолжили приезжать иностранные художники — поработать в резиденции. Так, в августе 2022 года проект «Непостроенное» представила японо-американская художница Юмико Оно, а в марте 2024 здесь состоялась выставка американки Кристи Липпайр «Цвет как форма», вдохновленная творчеством амазонки русского авангарда Варвары Степановой. Всего в 2024 году здесь состоялось 36 выставок — коллективных и персональных.

Весной 2023 ЦТИ решил заняться и литературой — так появилась «Библиотека личных собраний». Книги в коллекцию предоставили художники Хаим Сокол, Алиса Йоффе и Сергей Трощенков. Здесь гости кластера могут найти книги по современному искусству и каталоги известных российских и зарубежных художников, а также обширное собрание редких изданий по философии, социологии, востоковедению, урбанистике, политологии, психологии и даже корпус художественной литературы. А издательство Ad Marginem Press, с которыми ЦТИ запустил в 2022 году независимый книжный фестиваль «Черный рынок», поставляет в «Библиотеку личных собраний» новинки.

Новый, 2025 год, только начался. Но на первые месяцы у «Фабрики» уже есть довольно конкретные планы — в честь 20-летия ЦТИ открывает сразу три выставки: «Циклы связей — Ре:действие» Кристины Пашковой (до 2 марта), «Приближение к снежной королеве» (до 2 марта) и выставка «Башня. История наблюдений» основателя Пиранези LAB Алексея Веселовского (до 1 марта).

Автор текста: Катерина Алабина
Подписывайтесь на Skrew.ru в Telegram.