ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ
Вначале была «Фабрика»

Вначале была «Фабрика»

Как последние 20 лет жил и развивался первый российский творческий кластер на территории бывшего завода.

В этом году Центр творческих индустрий «Фабрика» отмечает очередной рубеж — 20 лет со дня основания. Среди всех российских культурных пространств, занявших места бывших заводов и мануфактур, первопроходцем стал именно ЦТИ «Фабрика» — другая известная арт-локация, столичный «Винзавод», открылся на территории мануфактуры на два года позже, в 2007, а появившийся в 2003 году Artplay только в 2008 занял бывшую промзону на Курской. В юбилейном материале Skrew собрал главное, что происходило с «Фабрикой» в эти 20 лет.

Басманный район Москвы — исторически фабричная часть города, где в разное время чего только не делали: пекли хлеб, ткали ковры, изготовляли лампы и даже выпускали автомобили. В Переведеновском переулке есть как минимум два здания, которые когда-то были производственными предприятиями. В доме №13 находился Пищевой комбинат им. Микояна, который был построен в 1932 году и выпускал концентраты для быстрого приготовления каш, супов и даже сухпайки для армии. Именно здесь впервые стали делать растворимый кофе — в 1963 году. А в доме №18 когда-то располагалась Фабрика технических бумаг «Октябрь» — и этому месту суждено было стать одним из старейших креативных кластеров Москвы.

До того, как превратиться в выставочные залы и мастерские, мануфактура примерила на себя разные роли. Ее история отсчитывается от 1870 года, когда жена коллежского секретаря Елизавета Дислен получила у городских властей небольшой участок земли под производство. В течение следующих 30 лет она докупила еще несколько соседних зданий — так появился целый комплекс. Долгих 59 лет здесь занимались обработкой ткани и кожи: сначала при Дислен и созданной их семьей содружеством мастерских красильной промышленности «Товариществом Аппретуры», а после — при купце Осипе Хишине, который приобрел обанкротившийся бизнес.

В 1924 году завод был национализирован советской властью и реорганизован в красильно-аппретурную фабрику «Октябрь». Спустя еще пять лет она переквалифицировалась в бумаго-красильное предприятие. Но фабрикой технических бумаг завод стал лишь в 1941 году — советская власть вдвое увеличила территорию завода. Отсюда на рынок — и во времена СССР, и после его распада — выходили бумага для деколей («деколь» — технология нанесения изображения на керамические или стеклянные изделия, прим. Skrew) лент, полиграфии, а также калька и ватман. И только в 2005 году мануфактура получила культурный глоток воздуха — последние 20 лет на территории предприятия находится открытый по инициативе Аси Филипповой Центр творческих индустрий «Фабрика».

Ася Филиппова (крайняя слева)

Жизнь здесь достаточно насыщенная. Целых 1200 квадратных метров занимают мастерские художников, еще 3000 кв м — это пространства общего пользования, куда входят и выставочные залы. Также 9800 квадратных метров отдано в аренду — свои помещения на ЦТИ снимают несколько галерей, павильоны Московской школы кино, издательство Ad Marginem, театральная студия Liquid Theatre, лаборатория экспериментальной печати Пиранези LAB… И много чего еще.  В общей сложности, ежедневно на территории ЦТИ занимается своим делом 500 человек. Но обо всем по порядку. Skrew хронологически разделил арт-путешествие «Фабрики» с основания и до сегодняшнего дня на пятилетки.

2005 — 2010

Первые пять лет Центр творческих индустрий, по сути, с нуля создавал все новые и новые возможности. Дебютным проектом-открытием ЦТИ «Фабрика» в 2005 году стала выставка в рамках «Первой Московской Биеннале современного искусства». Площадка стала местом для спецпроекта наравне с ГМИИ им. Пушкина, Третьяковской галереей и ММоМа. Именно с выставки «No Comment» принято отсчитывать выставочную историю ЦТИ — с тех пор кластер не расстается с выставочными программами, приняв их как одну из важных частей своего существования. Спустя год постепенно начали открываться площадки для выставок — «Актовый зал», «Цех отделки» и «Оливье».

«Оливье»

О названии последнего много шутят из-за ассоциации с новогодним салатом, но на самом деле он получил свое имя из-за специального аппарата фирмы «Оливье» — на нем советская фабрика «Октябрь», о которой мы упомянули выше, производила мелованную бумагу для полиграфии. В 2007 году появился еще один выставочный зал — «Артхаус», где в будущем столичная публика увидит такие яркие проекты, как «Погребенные земли» российской художницы Алены Пасхиной, «Накануне завтра» американского автора Зака Кахадо, коллективную «Деревня, которая не спит», собранную в сотрудничестве с Московской школой фотографии им. Родченко.

Художники получили место, чтобы представлять свое искусство, и было ясно, что со временем появятся и мастерские. И в этом деле ЦТИ вновь оказался пионером. Программа «Художник в резиденции» была открыта на «Фабрике» в 2008 году — и тогда, и сейчас она ориентирована на зарубежных авторов. Заявки принимаются круглогодично, а партнерский культурный обмен осуществляется с авторами со всего мира. За время ее существования участниками «Художника в резиденции» стало более 70 зарубежных авторов, включая Нидерланды, Южную Корею, Бразилию и Финляндию.

2010 — 2015

Пожалуй, одно из главных событий этой пятилетки — открытие еще одной резиденции для молодых талантов. Программа «Фабричные мастерские» появилась в 2014 году в рамках первого большого юбилея кластера и работает под руководством Аси Филипповой и Натальи Обельчак. Проект направлен на поддержку современных художников разных направлений. Сегодня любой желающий автор может присоединиться к нему либо на длительный срок, либо сессиями на исполнение заявленного проекта, либо разовыми «приездами». Индустриальный характер места влияет на выбор программы резидентами: все чаще заявки шлют художники, работающие с инсталляцией, печатной графикой, скульптурой. За все время существования программы более 50 художников получили студии для работы и пространства для демонстрации своих выставок — а их было около 100.

А еще «Фабрика» наконец собрала достаточно материала и архивов для открытия постоянной экспозиции, музея «Войти и разрешить». Грубо говоря, это музей района от станции метро «Бауманская» до «Электрозаводской», где и находится кластер. В основу экспозиции вошли архивные материалы — фотографии, экземпляры бумажного творчества времен СССР, а также личные вещи людей, которые когда-то жили и работали в районе. А здесь происходило много чего — от ткачества до хлебобулочного производства. При этом, музей «Войти и разрешить» — это не только история и исследование, но и размышление о городе как о зоне запретов и ограничений. Отсюда и название — это антоним к знакомой горожанам вывеске «Вход запрещен».

2015 — 2020

Начало нового пятилетия для ЦТИ было ознаменовано участием в шестой Московской биеннале современного искусства. На территории кластера целый месяц шло сразу семь выставочных проектов, которые, к тому же, стали юбилейными для «Фабрики» — все же минуло 10 лет с ее рождения. Суммарно в них приняло участие 40 художников из 15 стран — они показали все разнообразие актуального искусства, включая объекты, скульптуру, видео-арт, инсталляции и живопись. Плеяда проектов была объединена темой взаимосвязи человека и искусства и эмоционально-психологическим аспектам их сосуществования.

Новый виток развития получила и программа «Фабричные мастерские» — уже на второй год ее существования совместно с Е.К.АртБюро запустила конкурс «Фабричные мастерские. Сессия III» — довольно нестандартный для российской арт-среды формат, ведь туда пригласили авторов старше 35, формально вышедших из возраста «молодого художника». Кроме возможности работать в мастерской на «Фабрике», участники могут побороться за получение партнерского гранта от Пиранези LAB – на печать тиража работ.

В насыщенном конкурсами, фестивалями и выставками прошло четыре года, а потом начался ковидный год, пошатнувший и даже заморозивший культурные процессы по всему миру. Впрочем, он не сломал ЦТИ, а только укрепил его в планах на лучшие, постпандемические времена, и породил еще два важных проекта, направленных на поддержку художников. И следующая пятилетка «Фабрики» — пока самая насыщенная и плодотворная, по версии Skrew.

2020 — 2025

КИНО, ИСКУССТВО И ТЕАТР

Как и многие культурные институции, вынужденные существовать в условиях изоляции, «Фабрика» направила взгляд в сторону цифровизации. Но и тут ЦТИ пошел своим, самобытным путем. В то время как музеи создавали виртуальные туры по экспозициям, а в сеть вышли онлайн-галереи, «Фабрика» придумала еще один инструмент поддержки художников. Так в пандемию, в 2020 году родилась Nexus New — программа для молодых художников, которые работают с звуковыми инсталляциями, пиксель арт, онлайн-арт, 3D-моделированием и виртуальными технологиями. Первыми проектами программы стали: «Закон сохранения звука» Анастасии Галеевой и «Поезд «Москва – Токио» Валерии Санчило.

Тогда же, вместе со взлетом цифры, художники, работающие с диджитал, заговорили о себе громче. Их искусство стало более востребовано, но они все еще нуждались в поддержке — зимой 2021 года на «Фабрике» появилась программа Digital Air. Ее отличие от Nexus New заключается в том, что она концентрируется на поддержке не всех авторов, а только тех, кто работает с цифровыми технологиями. Для создания платформы виртуальной резиденции Digital Air кураторы и художники группы APXIV оцифровали залы «Оливье», «Артхаус», «Цех Отделки», а на основе опыта «Фабрики» команда сформировала экосистему на стыке цифрового и материального искусства.

В оффлайн ЦТИ вернулся только летом 2021 года и постепенно наращивал выставочные объемы для изголодавшихся зрителей и художников. Одной из первых постпандемийных выставок здесь стал персональный проект Юлии Цветковой «Личное?» — буквально за год до этого художница вошла в список ста самых влиятельных и вдохновляющих женщин по версии ВВС и была удостоена премии Glamour «Женщина года». Пожалуй, можно сказать, что за последние годы «Фабрика» активно поддерживала российских художниц — с 2021 года здесь прошли персональные проекты Ульяны Подкорытовой, Алисы Йоффе, Вероники Актановой, дуэта Дарьи Глушко и Алисы Колеватых.

художница Юмико Оно

Несмотря на политические обстоятельства, сложившиеся в феврале 2022 года, на «Фабрику» продолжили приезжать иностранные художники — поработать в резиденции. Так, в августе 2022 года проект «Непостроенное» представила японо-американская художница Юмико Оно, а в марте 2024 здесь состоялась выставка американки Кристи Липпайр «Цвет как форма», вдохновленная творчеством амазонки русского авангарда Варвары Степановой. Всего в 2024 году здесь состоялось 36 выставок — коллективных и персональных.

Весной 2023 ЦТИ решил заняться и литературой — так появилась «Библиотека личных собраний». Книги в коллекцию предоставили художники Хаим Сокол, Алиса Йоффе и Сергей Трощенков. Здесь гости кластера могут найти книги по современному искусству и каталоги известных российских и зарубежных художников, а также обширное собрание редких изданий по философии, социологии, востоковедению, урбанистике, политологии, психологии и даже корпус художественной литературы. А издательство Ad Marginem Press, с которыми ЦТИ запустил в 2022 году независимый книжный фестиваль «Черный рынок», поставляет в «Библиотеку личных собраний» новинки.

Новый, 2025 год, только начался. Но на первые месяцы у «Фабрики» уже есть довольно конкретные планы — в честь 20-летия ЦТИ открывает сразу три выставки: «Циклы связей — Ре:действие» Кристины Пашковой (до 2 марта), «Приближение к снежной королеве» (до 2 марта) и выставка «Башня. История наблюдений» основателя Пиранези LAB Алексея Веселовского (до 1 марта).

Автор текста: Катерина Алабина

Подписывайтесь на Skrew.ru в Telegram.

What's Your Reaction?
Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0
ДАВАЙ НАЧНЕМ ВСЁ СНАЧАЛА