Ландшафт природный, метафорический и рукотворный
Шершавая древесная кора разворачивается в прямоугольный рельеф. Каждая его линия — это результат невидимой и непостижимой работы программы, заложенной миллионами лет эволюции в ДНК каждой клетки растения в синергии с естественными природными силами. Человек подобное может только имитировать, но зачем, если этот совершенный в своей закономерности орнамент уже существует. Алена Пасхина только слегка акцентировала его, залив в некоторые впадины расплавленное олово или парафин, так что в результате эти участки стали выглядеть как озера, а остатки мха на поверхности дерева от такого соседства еще больше уподобились лесам, увиденным из иллюминатора самолета. Вот такой своеобразный фрактал.
В зале «Артхаус» ЦТИ «Фабрика» открылась небольшая персональная выставка, посвященная следам, которые внешние события, культурные или природные, оставляют на человеке и внутри его сознания. Каждый из нас подобен дереву, наша внутренняя структура также обусловлена генами, а кожа-кора служит архивом травмирующих событий. Корни наши уходят в глубь веков, но разум тянется к свету, истине и красоте.
Еще одним немым указанием на разрушительные силы природы становится пара древесных корней, обточенных потоками воды, и осколок ствола, несущий на себе следы воздействия пламени. Наводнения и лесные пожары остаются великими опасностями даже для современного цивилизованного, урбанизированного человека.
Третья стихия воплощена в самой экспозиции. В тексте к выставке Алена Пасхина делится со зрителем информацией о погребенных землях — так в почвоведении называют слои почвы, которые оказались покрыты другой породой в результате, например, схождения лавины или селя. В результате такой консервации в более древнем слое сохраняются следы флоры и фауны. И сам зритель тоже попадает в символический склеп, с потолка которого свисают корни. Небольшим лучиком надежды, связывающим посетителя выставки с поверхностью, становятся подсвеченные с потолка осколки стекла с выгравированными изображениями цветов и строчками рукописного текста. Прямо под ними помещен столб из нескольких блоков, состоящих из смеси грунта и парафина и символизирующих несколько «подземных пространств», погребенных одно под другим, — еще один фрактал.
Проект Алены Пасхиной — это не просто выставка, а целостная инсталляция, каждое отдельное произведение внутри которой вступает в диалог с соседним. В совокупности они становятся художественным высказыванием о хрупкости человеческой жизни и неразрывной связи с природой.
Выставка «Погребенные земли» в ЦТИ «Фабрика» продлится до 18 сентября 2024 года по адресу: Переведеновский переулок, д. 18
Автор текста: Евгений Наумов
Фотогалерея работ представлена в tg-канале Skrew.